Психология

VI до н. э.
Анемниз (анема – душа)Душа представлялась бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений
Пифагор
психология, философия
V-IV до н. э.
ПлатонизмАбсолютная реальность идей, бессмертие бестелесной души, чувственное противопоставляется умопостигаемому, Идеальное (абстрактное) понятие, которым обладает каждый, позволяет отличить идеальное от неидеального. Этический идеал - уподобление Богу. мир идей — умопостигаемый, внепространственный и вневременной, существующий вечно, неизменный. Сложная иерархически упорядоченную целостность, которую венчает, объединяет и завершает идея Блага. Все идеи причастны Благу, поэтому они — «благие». Существует мир идей независимо и отдельно от мира вещей, они находятся в отдельном сверхчувственном пространстве. Идеи - вечные и неизменные субстанции.
Платон
психология, философия
470-370 гг. до н. э.
Душа также смертна как и телоДуша – это материальное веществово, состоит мелких, круглых, гладких, подвижных атомов огня, рассеянных по телу. Душа есть у человека и у всех живых существ. Случайностей нет, всё причинно обусловлено (подход всеобщего детерминизма). Учение об ощущениях.
Демокрит
психология, философия
470-399 до н. э.
Связал душу с разумом и нравственностьюа не с активностью
Сократ
психология, философия
IV до н.э
АристотелизмДуша - энтелехия (причина и цель жизни) тела. Душа двойная — рациональная и иррациональная.
Аристотель
психология, философия
IV-III до н.э.
Эпикуреизм. Душа человека материальна.Без тела душа рассеивается, тело же без души разрушается. Проблема исследования критериев нравственного и безнравственного.
Эпикур
психология, философия
~390
душа - самостоятельная субстанцияне является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Так как душа имеет превосходство над телом, а тело препятствует познанию, человеку должно заботиться о душе, подавляя свои чувственные, т. е. телесные. наслаждения
Августий Аврелий
психология, философия
XI
Психология физиологииТруд. Раскрыл связь между эмоциями и физическими реакциями
Авиценна
психология, книга
~1250
Вегетативная, сенситивная и разумная душавегетативная отвечает за физиологические функции и присущая растениям; сенситивная присущая животным и ведающая чувственным восприятием, стремлениями и свободными, произвольными движениями; разумная душа присуща только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души.
Фома Аквинский
психология
~1250
Ощущения - ведущий психический процесс, материал для знанийтолько посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений. Высшей формой знания является теология, а в качестве его основных «корней» выступают лингвистика, физика и мораль.
Бэккон Роджер
психология, философия
XVII
Деизмсуществуют две души — духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология
психология
1758
Трактат о безумии
Бэтти Уильям
психология, книга
XIX
Герменеврический методпредставление об обучающемся как равноправном субъекте образовательного процесса, использование диалога при обучении. Делил психику на аналитическую (объяснительную) и описательную. Ценность культуры «объективируется» в психике отдельного человека.
Дильтей Вильгельм
психология
1885
О памятиэксперименты, связанные с обучением и памятью, которые он проводил над собой
Эббингхаус Герман
психология, книга
конец XIX
Бихевиоризмсистематический подход к изучению поведения людей и животных. Всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе
Торндайк Эдвард
психология
1890
Ментальные тесты и измеренияпоявление психологической оценки
МакКин Кэттелл Джеймс
психология, книга
1890
Принципы психологии
Джеймс Уильям
психология, книга
1898
Закон Эффекталюди стремятся повторить тот тип поведения, который позволяет им удовлетворить свои потребности, и избегают таких действий, которые не приводят к удовлетворению потребностей
Торндайк Эдвард
психология
1900
Интерпретация снов
Фрейд Зигмунд
психология, книга
XX
Экзистенциальная психотерапияподвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор
Кьеркегор Сёрен
психология
1905
Тест умственных способностей
Бине Альфред
психология
1906
Выводы о классическом формировании условных рефлексов
Павлов Иван
психология
1906
Психология преждевременного слабоумия
Юнг Карл
психология, книга
XIX
Поведение – объективно наблюдаемая система реакций организма на внимание и внутренний стимул
Уотсон Джон Бродес
психология
1911
Интеллект животныхтеория выработки оперантного условного рефлекса
Торндайк Эдвард
психология, книга
1912
Гештальтпсихологияпрограмма изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
Вертгеймер Макс, Кёлер Вольфганг, Коффка Курт
психология
1912
Экспериментальные исследования восприятия движенияприводит к развитию гештальт-психологии
Вертхаймер Макс
психология, книга
1913
Аналитическая психология
Юнг Карл
психология
1913
Оперантный-бихевиоразумвлияние последствий поведения на само поведение, под последствиями понимают изменения в окружающей среде (изменение стимула), которые происходят сразу после поведения и влияют на частоту возникновения этого поведения в будущем
Скиннер Беррес
психология
1915
Вытеснение из сознаниятруд
Фрейд Зигмунд
психология, книга
XIX
Когнитивное направление бихевиоризмапсихологическую теорию, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальпсихологии и глубинной психологии. Поведение человека построено не по принципу (S-R), а из целостных актов.
Толмен Эдвард Чейс
психология
XIX
Гештальтпсихологическая теория обученияПринцип завершения: мы стремимся к завершению незавершенного опыта, например, если человек смотрит на линию круга, который не завершен, он мысленно завершает его и реагирует на фигуру как на замкнутый круг. Принцип понимания (инсайта): научающийся обдумывает все составные части, необходимые для решения проблемы, и складывает их вместе (когнитивно) разными способами до тех пор, пока проблема не будет решена. Если решение приходит, то оно приходит неожиданно, т.е. индивид настигает инсайт относительно решения проблемы.
психология
XIX
Гипотетико-дедуктивная концепции поведенирганизация поведения не ограничивается прямой реакцией организма на стимул, но зависит так же от других факторов
Халл Кларк Леонард
психология
1920
исследования по классической обусловленности страхана основе результатов эксперимента “Маленький Альберт”
Рейнер Уотсон, Рейнер Розали
психология
1932
Моральное суждение у ребенкакогнитивная теория научения
Пиаже Жан
психология, книга
1935
Динамическая концепция личностиличность рассматривается не как структура, а как процесс. В различных ситуациях, человек реагирует одной из составляющих личности, которые соответствуют трем основным мета-потребностям человеческого бытия: в безопасности, в привязанности и в манипулировании (конкуренции)
Левин Курт
психология
1936
Теория психологического поляЧеловека и группа людей как сложная напряженную система (динамическое поле). Поле – жизненное пространство, понимаемое как совокупность состояний человека и психологически значимых свойств его окружения.
Левин Курт
психология
1942
Клиенто-ориентированная терапияпоощряет уважение и позитивное отношение к пациентам
Роджерс Карл
психология
середина XX
Логотерапияоснован на поиске смысла существования
Франкл Виктор
психология
1952
диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам
психология, книга
~1954
Гуманистическая психологияличность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку
Маслоу Абрахам
психология
1954
Мотивация и личностьтеория иерархии потребностей: Физиологические потребности, Безопасность, Социальные связи, Престиж, Духовность (самоактуализация), Познавательные потребности, Эстетические потребности
Маслоу Абрахам
психология, книга
1954
Теория программированного обученияПринципы информативности (ученику должна сообщаться новая информация), операционности (в обучении должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации); обратной связи (в учебном процессе должна существовать регулярная коррекция действий учащегося); дозирования учебного материала (учебная информация должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными дозами – кадрами)
Скиннер Беррес Фредерик
психология
1958
Природа любви
Харлоу Гарри
психология, книга
1961
Концепция наблюдательного обучения для объяснения агрессии
Бандура Альберт
психология
1961
Эксперимент с куклой Бободетское поведение описывается как конструкция наблюдения, подражания и моделирования
Бандура Альберт
психология
1974
Подчинение властирезультаты его экспериментов с подчинением
Милграм Стэнли
психология, книга
1980
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-III
психология
1990
О природе, использовании и усвоении языка
Хомский Ноам
психология, книга
1991
Теория, как дети овладевают языком
Пинкер Стивен
психология
1994
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-IV
психология
2002
генетика связана с реакцией ребенка на жестокое обращениедоказательство
Каспи Авашалом
психология
2002
исследования о том, как выносятся суждения в условиях неопределенности
Канеман Даниэль
психология
2002
Чистый листпротив теории о том, что ум при рождении является чистым листом
Пинкер Стивен
психология, книга
2003
генетики завершают картирование генов человека с целью выделения отдельных хромосом, отвечающих за физиологические и неврологические заболевания
психология
2010
Причины сексуальной ориентациисексуальная ориентация возникает из внутриутробной дифференциации в мозге
ЛеВей Саймон
психология, книга
2013
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-5удаляет «расстройство гендерной идентичности» из списка психических заболеваний и заменяет его понятием «гендерной дисфории», чтобы описать дискомфорт, испытываемый человеком в связи с их полом
психология
2014
Открытие клеток, которые составляют систему позиционирования в мозгеявляющуюся ключом к памяти и навигации
ОКиф, Джон Мозер Мэй-Бритт, Мозер Эдвард
психология, биология
Время
Количество
%
до н.э.
6
10%
1-14 век н.э.
4
7%
15 век н.э.
0
0%
16 век н.э.
0
0%
17 век н.э.
1
2%
18 век н.э.
1
2%
19 век н.э.
7
12%
20 век н.э.
32
55%
21 век н.э.
7
12%
всего
58