Философия

~VI до н. э.,
МистицизмСпособ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины
философия
VI до н. э.
Анемниз (анема – душа)Душа представлялась бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений
Пифагор
психология, философия
VI до н. э.
Милетская школаНичто не возникает из ничего, в основе многообразия явлений - единое правещество. Сама одушевлённость (душа) - тонкий и подвижный вид первовещества.
Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен
философия
VI-IV до н. э
ПифагореизмПринцип справедливости - важное (цементирующее) концептуальное положение. вселенная - космос. Мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. Предел и беспредельное. Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве
Пифагор Самосский
философия
V-IV до н. э.
ПлатонизмАбсолютная реальность идей, бессмертие бестелесной души, чувственное противопоставляется умопостигаемому, Идеальное (абстрактное) понятие, которым обладает каждый, позволяет отличить идеальное от неидеального. Этический идеал - уподобление Богу. мир идей — умопостигаемый, внепространственный и вневременной, существующий вечно, неизменный. Сложная иерархически упорядоченную целостность, которую венчает, объединяет и завершает идея Блага. Все идеи причастны Благу, поэтому они — «благие». Существует мир идей независимо и отдельно от мира вещей, они находятся в отдельном сверхчувственном пространстве. Идеи - вечные и неизменные субстанции.
Платон
психология, философия
VI−V до н.э.
Элейская школаМысль о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего. строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. единство и неподвижность бытия. Истина о бытии познаётся разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину.
Парменид, Зенон Элейский, Мелисс, Ксенофан
философия
470-370 гг. до н. э.
Душа также смертна как и телоДуша – это материальное веществово, состоит мелких, круглых, гладких, подвижных атомов огня, рассеянных по телу. Душа есть у человека и у всех живых существ. Случайностей нет, всё причинно обусловлено (подход всеобщего детерминизма). Учение об ощущениях.
Демокрит
психология, философия
470-399 до н. э.
Связал душу с разумом и нравственностьюа не с активностью
Сократ
психология, философия
V-VI до н.э.
Идея о прерывистом зернистом строении материи, установление предела делимости вещества – атомачувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов
Левкипп, Демокрит
физика, философия
V-IV до н. э.
Рационализмосновой познания и действия людей является разум
философия
V-IV до н. э
СофистыЧеловек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие — что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Всё в мире относительно. Идея о коренном отличии установлений культуры (нравов, обычаев) от законов природы
философия
IV до н.э
АристотелизмДуша - энтелехия (причина и цель жизни) тела. Душа двойная — рациональная и иррациональная.
Аристотель
психология, философия
IV до н.э
АристотелизмСтремление постичь первопричины. Научный метод (доказательность - необходимая основа) в познании мира. Сформулировал правила верного умозаключения. Виды наук: теоретические (математика, метафизика и физика), практические (экономика, политика и этика) и продуктивные (риторика, эстетика и техника).
Аристотель
философия
III до н.э.
Скептицизмот сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира. философский скептицизм отрицает, что достоверные знания возможны, методологический скептицизм - подвергает все утверждения подробным исследованиям с целью установления, какие из этих утверждений истинны
Пиррон
философия
IV-III до н.э.
Эпикуреизм. высшее благо - наслаждение жизньюотсутствие физической боли и тревог, избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных
Эпикур
философия
IV-III до н.э.
Эпикуреизм. Душа человека материальна.Без тела душа рассеивается, тело же без души разрушается. Проблема исследования критериев нравственного и безнравственного.
Эпикур
психология, философия
IV-III до н.э.
Эмпиризм началометод познания через ощущения, в котором знания могут быть либо представлены как описание этого ощущения, либо сведены к нему
философия
III до н.э.
НеоплатонизмСмотрят по-новому на идеи Платонв. Наличие «запредельного первоначала». Учение о космических иерархиях (Триада: Единое — Мировой ум — Мировая душа). Наш мир («космоса») - «нисхождение единого» (эманация). Недоверие к материи и материальным формам как к темницам души. Восхождение души к своему истоку средствами метемпсихоза,теургии, экстаза и др.
Плотин
философия
I-VIII
Патристикасинтез религиозных ценностей христианства и античного философского наследия
философия
~390
душа - самостоятельная субстанцияне является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Так как душа имеет превосходство над телом, а тело препятствует познанию, человеку должно заботиться о душе, подавляя свои чувственные, т. е. телесные. наслаждения
Августий Аврелий
психология, философия
IX-XII
Восточный аристотелизмВосприятие Аллаха как первопричины. Dечность и несотворенность материи. Мир происходит от Аллаха путем вечной эманации. Геоцентризм Птолемея. Различие субстанции и акциденции. Различение внутри субстанции материи и формы. Различие сущности и существования. Понятие актуального разума общего всем людям и отличного от конкретного потенциального разума отдельных людей. Отрицание актуального существования универсалий вне ума человека. Отрицание бессмертия индивидуальной души, ее предсуществования телу и реинкарнаций. Душа обладает силой. Учение о середине как основе добродетели. Различие массы и элиты. Цель государства - справедливость.
Абу Юсуф Якуб б. Исхак ал-Кинди
философия
IX
СхоластикаСинтез христианского (католического) богословия и философии Аристотеля. соединение теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
философия
~1250
Ощущения - ведущий психический процесс, материал для знанийтолько посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений. Высшей формой знания является теология, а в качестве его основных «корней» выступают лингвистика, физика и мораль.
Бэккон Роджер
психология, философия
конец XIII
Средневековый номинализмВсеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. Выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников.
философия
~1350
Ренессансный гуманизмпознание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека. человек в центр мира, изучение человека в первую очередь. Новый идеал личности, порождённый светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения
философия
XVII−XVIII
Французский материализмв основу ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Критика церкви. Мотивом добра признавался разумный эгоизм.
философия
XVII−XVIII
Эмпиризм
философия
XVIII
Кантианствоотверг догматический способ познания. Основа - метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания. Пространство и время — это «формы интуиции», которые структурируют весь опыт. Разум также является источником морали. Эстетика возникает из способности незаинтересованного суждения
Кант Иммануил
философия
XIX
Гегельянствоистинное умозрение не отрицает рассудочного мышления, а предполагает его и заключает в себе как постоянный и необходимый низший момент, как основу и опорную точку для своего действия. диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
философия
XIX
Марксизмпроблема отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность.
Маркс Карл, Фридрих Энгельс
философия
1830-е
ПозитивизмВсё подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук
Конт Огюст
философия
XIX
Экзистенциализмуникальностm бытия человека. идея преодоления человеком собственной сущности, большой акцент на глубину эмоциональной природы.
Кьеркегор Сёрен
философия
~1880
Прагматизмпрактика как критерий истины и смысловой значимости. Jтрицает осмысленность метафизики, переопределяет истину в какой-то области знания как временный консенсус между людьми, которые эту область исследуют
Пирс Чарльз Сандерс
философия
~1880
Эмпириокритицизмисследует отношение между индивидуумом, средой и другими индивидуумами. Jтправной пункт познания принимает не мышление или субъект, не материю или объект, а опыт в том виде, в каком он непосредственно познаётся людьми
Авенариус Рихард
философия
конец XIX
Философия жизниинтуитивно постигаемая жизнь как целостная, динамически развивающаяся реальность. Воля к власти, которая пронизывает всю природу, являясь стимулом эволюции. Интеллект и разум однозначно как инструмент воли к власти или средство приспособления к окружающей среде. Противопоставление творческой элиты инертным массам
Шопенгауэр Артур, Ницше Фридрих
философия
XX
Аналитическая философияакцентированная строгость, точность используемой терминологии, сдержанное отношение к широким философским обобщениям, абстракциям и спекулятивным рассуждениям. Исследование языка с целью выявления структуры мысли, достижения «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкого разграничения значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз и др.
философия
XX
Герменевтикапонимание как способ существования, как одну из основных характеристик человеческого бытия (изначально находящегося в ситуации понимания). Задача: в истолковании этой ситуации, а герменевтический круг выражает взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего, однако интерпретатор не должен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими запросами.
Хайдеггер Мартин
философия
XX
Феноменологияобращение к первичному опыту, к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).
Гуссерлm Эдмунд
философия
1909
Материализм и эмпириокритицизмдал глубокое толкование новых научных данных конца ХIХ – начала ХХ вв в ведущих отраслях естествознания, показан революционный смысл этих фундаментальных открытий Мысль В И Ленина о неисчерпаемости материи стала общим принципом естественнонаучного познания
Ленин В И
физика, философия
1920-е
Структурализмобъекты изучения в социальных и гуманитарных науках имеют относительную, а не субстанциональную природу
философия
1922
Неопозитивизмвключает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Vир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого
Шлик Мориц
философия
1960-е
НеомарксизмПодробно разработали теорию классовой культурной гегемонии, культурно-психологических изменений позднего капитализма.
философия
1970-е
Постструктурализмнацелен на осмысление всего «не­структурного» в структуре, на выявле­ние апорий и парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, на преодоление структура­листского аисторизма и лингвистичес­кого редукционизма, построение новых моделей смыслообразования, создание новой практики «открытого» чтения, преодолевающей герменевтические и аналитические модели истолкования
философия
Время
Количество
%
до н.э.
18
42%
1-14 век н.э.
7
16%
15 век н.э.
0
0%
16 век н.э.
0
0%
17 век н.э.
2
5%
18 век н.э.
1
2%
19 век н.э.
7
16%
20 век н.э.
8
19%
21 век н.э.
0
0%
всего
43