Архитектура стили
Попытка структурировать свои знания об архитектурных стилях с примерами построек и описанием, чтобы ориентироваться в направлениях. Многие строения совмещают в себе несколько стилей, поэтому они приводятся в нескольких разделах.
Посмотреть, как менялась архитектура со временем, а также какие разные по стилю постройки были примерно в один период времени, можно тут.
7000 - XVIII до н. э.
Неолит
неолит — новый каменный век. Появились каменные орудия труда (топоров, скребков, ножей, наконечников для стрел и копий и многих других), приручены первые животные, более оседлый образ жизни, необходимость крепких построек.
виды материалов:
виды материалов:
- природная глина
- камень и горные породы
- ветви деревьев и прутья
- бревна из крупных деревьев
XXXX - VI до н.э.
Архитектура Месопотамии
В долине рек Тигр и Евфрат.
В нее вошли шумеро-аккадские царства
Строили высокие платформы (защита от наводнений), на которых строили храмы, дворцы и целые элитные районы городов.
Зиккурат - башня из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид (платформы на платформе) от 3х у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Пандусы ведут с одного уровня на следующий. Похож на египетскую ступенчатую пирамиду, но это храм, а пирамида - надгробие.
В нее вошли шумеро-аккадские царства
- Шумер
- Аккад
- Вавилония
- Ассирия
- хуррито-арийское государство Митанни
Строили высокие платформы (защита от наводнений), на которых строили храмы, дворцы и целые элитные районы городов.
Зиккурат - башня из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид (платформы на платформе) от 3х у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Пандусы ведут с одного уровня на следующий. Похож на египетскую ступенчатую пирамиду, но это храм, а пирамида - надгробие.
4000 – 3000 до н.э.
Шумерская архитектура
Описание
- группировались вокруг храмов
- нерегулярная система улиц
- крыши жилых домов перекрывались кровлей
- основным строительным материалом был кирпич-сырец (не было местного камня и леса), из которого возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. С древних времен известен и обожженный кирпич, но использовался он редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водонепроницаемого применялся битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича сырца обычно состоял из глины, иногда с применение золы или битума.
- для укрепления стены прокладывался тростник: через каждые 5-13 слоев укладывались пропитанные битумом плетни или тростниковые циновки
- дерево ценилось высоко и в основном использовалось для перекрытий
2400-605 до н.э.
Архитектура Ассирии
Описание
ощущаются следы хурритско-малоазийского влияния и влияния Южного Двуречья
XX-539 до н.э.
Архитектура Вавилона
Описание
Ворота Иштар - арка
4000 до н. э.
Стоечно-балочная система
3500 до н. э. - IV н.э.
Древнеегипетская архитектура
Египтяне жили вдоль реки Нил, который течет по мередиану. Думали, что солнце каждый день рождается на Востоке и умирает на Западе, поэтому мертвых хоронили на западном берегу реки. За тысячи лет горы на западном берегу оказались нафаршированы мумиями.
По мнению египтян жизнь мертвых не отличается от жизни живых, поэтому погребальная архитектура египтян их монументизированная версия их повседневной жилой архитектуры.Жилая архитектура не сохранилась, потому что строилась из кирпича (кирпич-сырец), который был спрессованным илом из Нила. Ил оставляли на солнце, чтобы он высохла и стала пригодной для строительства. А вместо бревен (деревья не растут практически в Египте) были тугие связки из тростника папируса.
Погребальную архитектуру рано начали делать из камня (гранита), поэтому она прекрасно сохранилась.
Гробница увеличенная каменная версия дома, поэтому колонна часто похожа на связку тростниковых стеблей.
Отличительные особенности древнеегипетской архитектуры:
- внутренние дворы, сады,
- открытые навесы-галереи,
- плоские крыши, использующиеся как террасы.
XXXII-XXII до н.э.
Древнеегипетская архитектура (древнее царство)
Описание
Сначала строили мастабы - дом мертвого, в это жилище ходят в гости родственники мертвого.
В мастабе была комната, вырытая как пещера в скале, на стене нарисована дверь, которая никогда не открывалась.
Однажды мастаба превратилась в ступенчатую пирамиду (пирамида Джосера, высота 62м):
Классическая египетская пирамида - часть погребального комплекса, который включает в себя:
В мастабе была комната, вырытая как пещера в скале, на стене нарисована дверь, которая никогда не открывалась.
Однажды мастаба превратилась в ступенчатую пирамиду (пирамида Джосера, высота 62м):
- построили мастабу,
- потом построили мастабу поменьше на крыше первой,
- а потом еще несколько.
Классическая египетская пирамида - часть погребального комплекса, который включает в себя:
- 2 храма, соединенные коридором дромас
- пирамида
- маленькие пирамиды-спутники, заключенные в ограду
Строения
XXII-XVIII
Древнеегипетская архитектура (среднее царство)
Описание
Погребальные комплексы почти не похожи на погребальные комплексы древнего царства с пирамидами (постепенно пирамиды с мумией все меньше размером, а храм при пирамиде, все больше).
Гробницы стали делать в скалах, а храм перед входом в скальную гробницу.
Гробницы стали делать в скалах, а храм перед входом в скальную гробницу.
Строения
XVI-II до н.э.
Древнеегипетская архитектура (новое царство)
Описание
В основном строили храмы.
Начиная с храма Хатшепсут, гробницы стали делать отдельно от храма, в тайном месте западнее от Нила, чтобы избежать грабежа. С этого момента - гробница, это тоннель, иногда с хитрой планировкой.
План храма (храм Гора в Эдфу):
Отсеки (могут по разному чередоваться):
Чем глубже в храм, тем ниже и темнее помещение. Самая дальняя (самая маленькая и темная) комната - святилище, там расположена статуя Бога (или нескольких Богов).
Храмы были без окон, но с крышей на разной высоте. Между крышами попадал свет.
Гранитные колонны 3х видов:
Начиная с храма Хатшепсут, гробницы стали делать отдельно от храма, в тайном месте западнее от Нила, чтобы избежать грабежа. С этого момента - гробница, это тоннель, иногда с хитрой планировкой.
План храма (храм Гора в Эдфу):
Отсеки (могут по разному чередоваться):
- колонный зал (гипостиль), накрытый крышей (колонны внутри)
- либо дворы (перистили), колонны по периметру
Чем глубже в храм, тем ниже и темнее помещение. Самая дальняя (самая маленькая и темная) комната - святилище, там расположена статуя Бога (или нескольких Богов).
Храмы были без окон, но с крышей на разной высоте. Между крышами попадал свет.
Гранитные колонны 3х видов:
- похожие на связку тростниковых стеблей
- с капителью в виде закрытого цветка (бутон) лотоса (гипостиль, неосвещенная часть)
- с капителью в виде открытого цветка лотоса (гипостиль, освещенная часть)
ок. 3000–1000 до н. э.
Архитектура Ханаана (Кнаана)
Ханаан - территория между Египетом и Месопотамией.
Государства на территории:
Государства на территории:
- Финикия
- Филистия
- Моав
- Аммон
- Гессур
- Эдом (Идумея)
- Израиль
2500 до н. э.
Оформление колонн
VII до н.э.-I н.э.
Древнегреческая архитектура
Складывание античного ордера - системы элементов и пропорций. Опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело.
Храмы – основная задача строительства в Древней Греции. Конструкция храма - прямоугольное здание без окон с единственным входом и колоннами.
Помещения:
Типы храмов (по количеству и месту размещения колонн):
Храмы – основная задача строительства в Древней Греции. Конструкция храма - прямоугольное здание без окон с единственным входом и колоннами.
Помещения:
- наос (греч. храм), там стоит статуя Бога
- пронаос - преддверье, сени (необязат.)
- опистодом - сокровищница (необязат.) с противоположной стороны от пронаоса, где хранили подношения
Типы храмов (по количеству и месту размещения колонн):
- простильный храм - перед входными сенями портик с колоннами, которые стояли против пилястр.
- амфипростильном храм - перед входом находилось два портика с колоннами
- кругокрылый храм - со всех сторон был окружен колоннадой.
- двоякокруглый храм - в отличие от предыдущего был обнесен колоннадой в 2 ряда.
- ложнокруглый храм - здесь половины колонн выступали из стен.
- сложнодвоякокруглый храм - колонны из двух рядов сочетались друг с другом.
Характерные детали и черты
Ионический ордер
От дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций. Характерной чертой является Капитель, которая дополнена двумя симметрично расположенными завитками - волютами.
сер VI до н.э.
Коринфский ордер
Характерной чертой является необычная капитель, воспроизводящая мотив колокола, или корзины — калафа, украшенной стилизованными листьями аканта.
V до н.э.
Ордерная колоннада
Колоннада — это ряд или несколько рядов колонн, которые объединены горизонтальным перекрытием
Портик с фронтоном
крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию. Фронтон - завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады.
Стереобат
цоколь храма или колоннады. Обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом.
Строения
VI до н.э. - V н. э.
Древнеримская архитектура
Смесь зодчества этрусков с суровой простотой форм и древнегреческих декораций . Изобрели бетон.
Характерные детали и черты
Арочные конструкции (своды и купола)
Клиновидные части в арочной дуге при нагрузке не переламываются, а сжимаются (в отличии от горизонтальной балки), разрушить камень давлением трудно, поэтому можно перекрывать гораздо большие пространства и сильнее нагружать. Стоечно-балочная система (ордер) осталась на фасадах декором.
70
Несущая стена с ордерной декорацией в виде полуколонн или пилястр
Ряд арок
Мотив аркады и аркатуры
Раскрепованный антаблемент
Зрительно усиленная, выдвинутая по отношению к стене часть фасада
Арочные проемы
Цилиндрические своды
Купол
Термальные окна
Строения
III-XV
Византийская архитектура
смесь традиций античного мира и Ближнего Востока
Характерные детали и черты
Крестово-купольная система
Состоит из средокрестья (центрального пространства под куполом) и примыкающих к нему по сторонам света ветвей, перекрытых цилиндрическими сводами и образующих крестообразную в плане структуру.
Купола на парусах
Постановка купола на 4 арки с 4мя точками опоры. Между арками и подкупольным кольцом образовывались двояковогнутые треугольники - паруса.
Строения
318
Возвращение к деревянным стропильным перекрытиям
VIII-XIV
Мавританская архитектура
сформирован под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе
кон.VIII-IX
Архитектура империи Каролингов
IX-XVII
Русская средневековая архитектура
развивалась в русле традиций, основы которых сформировались в культуре Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева под натиском монгольской империи история древнерусской архитектуры продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве.
IX-XII
Архитектура древнерусского государства
Описание
византийская архитектура + свои особенности
XII-XIII
Владимиро-суздальская архитектура
Описание
Роль Киева как политического центра начала ослабевать, в удельных центрах появились значительные архитектурные школы. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество
Строения
конец XII-XVI
Новгородская архитектура
Описание
отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм
Строения
XIII — XVI
Псковская школа
Описание
Ранние постройки были связаны с традицией новгородской школы или варьировали конструктивные особенности византийского крестово-купольного храма.
В XIII — XVI веках сложился особый псковский тип православного храма — одноглавый, кубической формы, с пониженными угловыми частями и многоскатными кровлями, иногда с применением повышенных подпружных арок, или бесстолпный, со световым барабаном на пересекающихся цилиндрических арках .
Характерные особенности:
В XIII — XVI веках сложился особый псковский тип православного храма — одноглавый, кубической формы, с пониженными угловыми частями и многоскатными кровлями, иногда с применением повышенных подпружных арок, или бесстолпный, со световым барабаном на пересекающихся цилиндрических арках .
Характерные особенности:
- многопролётные звонницы
- паперти
- приделы и притворы
Строения
XIV-XVI
Архитектура Московского княжества
Строения
XV-XVIII
Русское деревянное зодчество
Описание
Корни уходят к древнеславянскому строительству. С древнерусского периода культовое деревянное зодчество ориентировалось на византийский канон и восприняло черты каменных храмов.
XVI
Архитектура Русского царства
Описание
продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра»
Строения
XVII
Русское узорочье
Строения
XVII-XVIII
Ярославская школа
XI-XII
Романская архитектура
Тяжеловесные замки и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. Доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком.
Строения
XI-XIII
Нормандская архитектура
Описание
Английская романская архитектура. Нормандская арка - определяющая особенность. Крупные арки полукруглой формы поддерживались массивными колоннами (обычно гладкими, но иногда со спиральным орнаментом). Изредка были колонны квадратного сечения. Череда отступающих полукруглых арок у главных дверных проёмов иногда. Часто украшали лепниной, иногда скульптурными композициями на библейские темы. Окна - обычно небольшие и узкие, однопроёмные, иногда разделённые колонной на два проёма (например в колокольнях)
Строения
1135-XVI
Готика
Стрельчатые очертания арочных конструкций. Чтобы арки и арочных конструкций не разъезжались, их стали делать стрельчатыми, с боков эта система подпиралась специальными «мостиками» — аркбутанами, которые перекидывались от отдельно стоящих столбов — контрфорсов. Стены освобождались от всякой нагрузки, делались легкими или даже исчезали. Богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна
Строения
1180-1520
Английская готика
Описание
Готические произведения отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора.
Периоды:
Периоды:
- Ранняя английская готическая архитектура ·
- Украшенная готика
- Перпендикулярная
XI-XVI
Мудехар
нач. XV - нач.XVI
Ренессанс
Эпоха Возрождения. Сводчатые потолки, огромные залы с полусферическими куполами, величественные колонны и пилястры, закругленные арки и окна, инкрустация на стенах. На смену хаосу приходит симметрия, порядок и соблюдение геометрических пропорций.
XVI-XVII
Маньеризм
выражен в нарушениях ренессансной целостности композиции и сбалансированности форм, использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений
Строения
Сер. XVI - сер. XVIII
Барокко
внимание к деталям, символы и аллегории, грандиозные композиции, преувеличения, эмоциональность, пышность, витиеватые, изогнутые линии и обилие декора. Приёмы: раскреповка антаблемента, «разорванного фронтона», неравномерная расстановка пилястр и колонн создает рельефность фасадов с эффектами светотени, особенно в «угловых перспективах».
Строения
Королевский Дворец, Мадрид
Сабатини Франческо, Юварра Филиппо, Джованни Баттиста Саккетти, Сегундо де Лема Хосе
1738-1764
XVII-XIX
Классицизм
Возрождение классических идей тектоники, симметрии, ордерной конструкции и элементов. Стремление к ясности и простоте, проявляющееся в симметрии, тектоничности композиции и рациональном пропорционировании
Строения
Палладианство
Описание
Из идей итальянского архитектора Андреа Палладио. Следование композиционным принципам классической храмовой архитектуры и классицизма XVI века, школы Браманте и Рафаэля
Строения
1714-1811
Георгианский стиль
XIX
Ампир
Описание
имперский стиль, подражание античным постройкам
Строения
Нач. XVIII — XVIII
Рококо
Прозрачная и спокойная версия стиля барокко, в которой использована нежная пастельная палитра. Рококо имеет тенденцию к мифологии и романтике: изображения и фигуры нимф, амуров, дриад, древних богов и богинь, в то время как в барокко допустимы мрачность композиций, изображения битв, завоеваний и разрушения.
Строения
1820е-1900е
Историзм
Неоэклектичная архитектура. Стилевой плюрализм - сочетание различных архитектурных направлений, декоративных приемов из множества различных периодов исторических стилей строительства домов
1753-1900е
Неогреческий стиль
Описание
Появился как вариант классицизма, ориентированный на воссоздание наследия античной Греции. Развивался в период историзма и эклектики уже как исторический стиль
Строения
1759-1900е
Неороманский стиль
Строения
1820е-1900е
Неовизантийский стиль
Описание
Использует мотивы архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока. Наибольшее распространение в храмовом зодчестве и убранстве
Строения
1820е-1900е
Неоготика
Описание
В отличие от классической готики, неоготика менее мрачная, смелее играет с цветами, менее пресыщена декором
Строения
1820е-1900е
Неомавританский стиль
Описание
Переосмысление и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества, в особенности стиля мудехар
Строения
1820е-1900е
Русско-византийский стиль
Описание
Сочетание классицистических монументальных объёмов с деталями, выполненными по мотивам соборов Московского Кремля и памятников владимиро-суздальской школы. В нём не применялись византийские формы
Строения
1820е-1900е
Необарокко
Описание
Отличается от барокко более свободной трактовкой архитектурного ордера, богатым убранством фасадов, многообразием и сложностью декоративных элементов: скульптурного убранства, гротескных форм и др.
Строения
1820е-1900е
Неоренессанс
Описание
Основа - архитектура итальянского Возрождения. Отличительные черты:
- отчетливая симметричность;
- рациональное членение фасадов;
- прямоугольные планы сооружений с внутренними двориками;
- использования пилястр и рустовок.
Строения
1820е-1900е
Бозар
Описание
Продолжил традиции итальянского ренессанса и французского барокко. Строгая симметрия, иерархия благородных (входы, лестницы) и утилитарных пространств, использование элементов из французской и итальянской архитектуры, декоративные элементы
1830
Металлические конструкции в строительстве применяются массово
1850
Стекло полноправный строительный материал
1861
Промышленное применения железобетона
1880-е
Чикагская школа
Конторские и производственные здания в стиле неоренессанса и неороманского стиля получили развитие к чикагской школе.
Небоскреб — простая многоярусная металлическая структура (каркас), облицованная кирпичными и каменными материалами, обильно покрытая декоративными орнаментами из керамических, каменных и литых чугунных деталей. Основная парадигма развития архитектуры XX века — «форма следует функции».
1890е -1910е
Модерн
максимальный комфорт и утонченность.
- Тиффани - в США
- ар-нуво - во Франции
- югендстиль - в Германии
- стиль сецессион - в Австрии
- модерн-стайл - в Англии
- стиль либерти - в Италии
- модернизмо - в Испании
- Nieuwe Kunst (новое искусство) - в Нидерландах
- еловый стиль - в Швейцарии
- модерн - в России
Строения
1910-1950е
Авангард
Пробные поиски новых форм и конструкций. Импровизация.
1910-1920е
Экспрессионизм
Описание
Мистическая экзальтация, преклонение перед индивидуальным творческим началом, творить необычную архитектуру.
Намеренное искажение традиционных форм с целью вызвать сильный эмоциональный отклик у зрителя. Форма зданий часто природно-органическая, тенденция стирания границы между архитектурой и скульптурой.
Строения
начало XX
Кубизм
Описание
Использование только прямых линий, даже арки создаются из нескольких прямых. Cимметрия. Фасады из полигональных структур
Строения
1919-1940е
Функционализм
Описание
На смену экспрессионизму пришло стремление к рационализации.
Образ здания стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объемов. Функция - единственный источник формообразования, отказ от декора из-за его утилитарной нецелесообразности. Данные современной науки позволяли конструировать максимально технологичную и эргономичную искусственную среду обитания человека. Архитектура = промышленный дизайн.
5 отправных точек современной архитектуры (Ле Корбюзье)
Образ здания стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объемов. Функция - единственный источник формообразования, отказ от декора из-за его утилитарной нецелесообразности. Данные современной науки позволяли конструировать максимально технологичную и эргономичную искусственную среду обитания человека. Архитектура = промышленный дизайн.
5 отправных точек современной архитектуры (Ле Корбюзье)
- дом на столбах
- крыша-терраса
- свободный план
- свободный фасад
- ленточное окно
Строения
1920е-1930е
Конструктивизм
Описание
Популярен в советской архитектуре. Продолжает парадигму функционализма, но дополнительно архитектура рассматривается как действенный инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружения подчеркнуто индустриальные, пролетарские, и иногда даже не совсем удобные в эксплуатации.
Строения
1920-1950е
Органическая архитектура
Описание
Здание вписывается в ландшафт, а не противопоставляется ему. Пространство свободно перетекает изнутри наружу здания и обратно, непрерывно (подчерпнуто из японского жилища)
1920–1940-е
Ар-деко
Буржуазный вариант модернизма - модернизм без экономии и с декоративностью. Ясность и иерархичности структуры, орнамент и тех возможности. Синтез искусства модерна и неоклассицизма. Значительное влияние оказали такие художественные направления, как неоготика, кубизм, конструктивизм и футуризм, сплетавшиеся с древнеегипетскими, японскими, мезоамериканскими и другими экзотическими мотивами
1930- 1980-е
Модернизм
Основные принципы:
- Использование самых современных строительных материалов и конструкций (например стальной или ж/б каркас);
- Функциональный подход к планировке;
- Аскетичность, отказ от украшательств;
- Отказ от художественных стилей прошлого;
- Интернациональный характер.
1930-1960е
Интернациональный стиль
Описание
Интернациональный стиль - это развитие и смесь таких направлений авангарда, как конструктивизм, функционализм, органическая архитектура. + брутализм + хайтек.
основные принципы:
основные принципы:
- отказ от национальных культурных особенностей
- создание пространства и объёма, а не массы;
- предпочтение баланса, а не симметрии;
- исчезновение классических декоративных элементов орнамента.
Строения
1950-1980е
Структурализм
Описание
планы зданий как четкая структурная сетка. Строгая симметрия, осевая композиция, модульность в построении планов и фасадов. Обслуживающие и обслуживаемые пространства внутри здания не перемешиваются, а группируются в строгие структуры внутри плана или выделяются в самостоятельные объемы, например вертикальные коммуникации. Прослеживается стремление к сохранению соразмерного человеку масштаба. При планировании районов и городов формируется четкая прямоугольная уличная структура.
1950-1970е
Брутализм
Описание
Удешевление строительства, преодоление безликой механистичности раннего модернизма. Крупный масштаб сооружений. Поэзия из чисто железобетонных конструкций, лишенных какого-либо декора и региональных оттенков образа. Монолитный железобетон никак не облицовывается и сохраняет свою естественную фактуру и окраску.
Строения
1950–1960е
Метаболизм
Описание
Мегаструктурные сооружения и застройка городов на принципах роста и развития биологических организмов. Предполагали рост здания-структуры новыми индивидуальными капсулами людей, переезжающих на новое место вместе со своей имеющейся капсулой.
Строения
кон. 1970х
Хай-тек
Описание
Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. Использование прямых линий и форм. Широкое применение стекла, пластика, металла, бетона. Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения. Широкое использование серебристо-металлического цвета. Высокий прагматизм в планировании пространства. Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма. В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.
1930е-1955
Архитектура тоталитарного периода
Грандиозные масштабные сооружения, создававшиеся из смешения элементов архитектуры прошлого и помпезного декора, пропитанного идеологией. Архитектура как способ объединения граждан страны под знаменами новой идеологии. Подавляли пространство и личность человека.
1940е-1950е
Сталинский ампир
Строения
1950-е
Постмодернизм
Идея гармонии архитектуры с окружающими искусственной и естественной средами. Эстетика - главное. Классическое наследие - вернулось. Отринут аскетизм в дизайне, конвейерный подход. Во внешней отделке стремились к симметрии и пропорциональности, к выразительной образности строений: декорирование стен, барельефы, росписи.
Строения
кон. 1980-х
Деконструктивизм
зрительная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Сооружения часто криволинейны, количество углов превосходит допустимое или, наоборот, отличается нехваткой. Масштабы зданий сбиты, а разные объемы, непропорциональные друг другу стены и лестничные пролеты, отличающиеся структурой и фактурой, смешаны между собой.
Строения
сер. 1990-х
Параметризм
Описание
Алгоритмическая архитектура, созданная при помощи цифрового моделирования, диаграммы Вороного. Живые, как будто дышащие здания или напоминающие сложный коралл.
Строения
сер. 1990-х
BLOB архитектура
Описание
Жидкая, органическая, биоморфная архитектура. Здания имеют мягкую органическую форму, без углов, изогнуты. Продолжает цифровое моделирование, заложенное параметризмом.
Кантри
Рустикальный, деревенский.
характерно использование природных материалов с минимальной их обработкой, акцентируя внимание на естественной красоте, созданной самой природой.
характерно использование природных материалов с минимальной их обработкой, акцентируя внимание на естественной красоте, созданной самой природой.
Ваби-Саби
Описание
Японская идея, которая бросает вызов многим традиционным стандартам декорирования.
Концепция игнорирует точную симметрию и необходимость совершенства во всех аспектах жизни. умение распознавать красоту в несовершенствах природы и принимать естественный цикл развития и распада. Аутентичность, то есть использование связи между землей и ее ресурсами: выбор материалов оригинального производства, а не материалов массового производства. Необработанные текстуры, землистые оттенки.
Вся прелесть внутри.
Концепция игнорирует точную симметрию и необходимость совершенства во всех аспектах жизни. умение распознавать красоту в несовершенствах природы и принимать естественный цикл развития и распада. Аутентичность, то есть использование связи между землей и ее ресурсами: выбор материалов оригинального производства, а не материалов массового производства. Необработанные текстуры, землистые оттенки.
- «ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, не яркостью, однако внутренней силой;
- «саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.
Вся прелесть внутри.
Викторианский стиль
Описание
викторианские домики напоминают резные шкатулки. Фасад или даже целый угол дома обязательно обнимает уютная веранда, крутая крыша сложной несимметричной формы украшена круглой или квадратной башенкой.
Ранчо
Описание
Стиль первопроходцев Северной Америки времен Дикого Запада, когда архитектура создавалась из необработанных деревьев и камней, используя минимум отделочного материала, применяя охотничьи трофеи в качестве украшения интерьера. При всей своей брутальности, кантри стиль создает впечатление основательности, надежности и практичности.
Русский крестьянский стиль
Описание
Крестьянский стиль включает в себя дом-избу и дом-терем. Дом-изба – это реверанс в сторону исторической «пятистенки», добротной, теплой, бревенчатой. Простые формы, двух- или четырехскатная крыша, сдержанный резной декор на окнах и крыльце, обязательная печь внутри
Стиль Тюдоров
Описание
вобрал в себя лучшие черты позднеготического стиля и раннего Ренессанса. От готики сохранились толстые стены, низкий фундамент, башенки, стрельчатая форма окон и дверных проемов, наличие контрфорсов (вертикальной выступающей части стены), высокие дымовые трубы.
Тосканский стиль
Описание
Стены светлых оттенков, массивная керамическая черепица на крыше, маленькие окна, забранные разноцветными ставнями, затененные внутренние дворики помогают максимально сохранять прохладу в жилых помещениях
Усадебный русский стиль
Описание
Русская усадьба чаще всего построена в стилистике классицизма или барокко, но не таком помпезном, как в Европе. Наиболее распространенным на Руси был одноэтажный или двухэтажный деревянный усадебный дом с мезонином на кирпичном цоколе. Стены помещений были, как правило, деревянными, бревенчатыми или обшитыми тесом, а затем обтянутыми холстом.
Фахверк
Описание
«ящичная работа», каркасная конструкция, типичная для крестьянской архитектуры многих стран Центральной и Северной Европы. Другое название: «прусская стена».
В конце 20 века стиль получил вторую жизнь с некоторыми дополнениями: удалось сочетать современные технологии с первичной красотой.
Стеклянный фахверк предполагает отсутствие оконных рам, а все пространство между опорными элементами здания занимают стеклянные поверхности. Современная технология фахверка основана на использовании клееного бруса крупного сечения.
В конце 20 века стиль получил вторую жизнь с некоторыми дополнениями: удалось сочетать современные технологии с первичной красотой.
Стеклянный фахверк предполагает отсутствие оконных рам, а все пространство между опорными элементами здания занимают стеклянные поверхности. Современная технология фахверка основана на использовании клееного бруса крупного сечения.
Шале
Описание
Альпийский регион. Практичность и простота конструкции дома под двускатной крышей с большими свесами. Стены выполнены из деревянного бруса квадратного или прямоугольного сечения. Изначально, строения этого типа, служили пристанищем пастуха.
XVII
Прованс
Описание
Французский провинциальный стиль. Строгий городской классицизм трансформировался в легкий, спокойный Прованс. Простые формы, скатные крыши, люкарны или мансардные окна на крыше. Стены из натурального камня; ставни, двери и оконные рамы - деревянные, натуральным камнем замощены дорожки и патио. Широко используются металлические элементы в ограждении, мебели, уличном освещении. Оштукатуренные стены и потолок, деревянный пол, балки. Нежная палитра оттенков.
Колониальный стиль
Группа эклектической архитектуры, сформировавшийся во время колонизации одного государства другим. Сочетание старого европейского уклада и местного (колоний) колорита. Вилла, бунгало, усадьба, гасиенда. просторные помещения, высокие потолки, масса света и воздуха; фактурные стены нейтральных тонов; функциональная мебель простых геометрических форм; яркие акценты и крупные детали; натуральные материалы и элементы (особенно - плетеные)
Американский колониальный стиль
Английский колониальный стиль
Французский колониальный стиль
XVII-XX
Кейп-код архитектура
Описание
Cape Cod. традиционный тип североамериканского сельского (загородного) дома веков. Характеризуется в первую очередь симметричностью фасада, деревянной наружной отделкой или деревянным каркасом, мансардными выступающими окнами. Фахверковые английские дома с холлом в качестве образца. Обычно 1-1/2 этажа с крутой линией крыши с боковыми фронтонами.