Архитектура стили

Попытка структурировать свои знания об архитектурных стилях с примерами построек и описанием, чтобы ориентироваться в направлениях. Многие строения совмещают в себе несколько стилей, поэтому они приводятся в нескольких разделах.

Посмотреть, как менялась архитектура со временем, а также какие разные по стилю постройки были примерно в один период времени, можно тут.

неолит — новый каменный век. Появились каменные орудия труда (топоров, скребков, ножей, наконечников для стрел и копий и многих других), приручены первые животные, более оседлый образ жизни, необходимость крепких построек.
виды материалов:
  • природная глина
  • камень и горные породы
  • ветви деревьев и прутья
  • бревна из крупных деревьев
Строения
Стоунхендж, Эймсбери
~3000 до н. э.
Трипольская культура, на тер-и Молдавии, лесостепи и степи Украины от долины Днепра до юго-восточного Прикарпатья
~3000-2000 до н.э.
В долине рек Тигр и Евфрат. В нее вошли: шумеро-аккадские царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия, а также хуррито-арийское государство Митанни.
4000 – 3000 до н.э.

Шумерская архитектура

Описание
  • группировались вокруг храмов
  • нерегулярная система улиц
  • крыши жилых домов перекрывались кровлей
  • основным строительным материалом был кирпич-сырец (не было местного камня и леса), из которого возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. С древних времен известен и обожженный кирпич, но использовался он редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водонепроницаемого применялся битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича сырца обычно состоял из глины, иногда с применение золы или битума.
  • для укрепления стены прокладывался тростник: через каждые 5-13 слоев укладывались пропитанные битумом плетни или тростниковые циновки
  • дерево ценилось высоко и в основном использовалось для перекрытий
Строения
Храмовый комплекс царя Ур-Намму, Ур
XXI до н.э.
2400-605 до н.э.

Архитектура Ассирии

Описание
ощущаются следы хурритско-малоазийского влияния и влияния Южного Двуречья
Строения
Храм богов Ану и Адада, Ашур
XI до н. э.
Дворец Саргона II, Дур-Шаррукин
VII до н. э.
XX-539 до н.э.

Архитектура Вавилона

4000 до н. э.

Стоечно-балочная система

Основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, известняк, добываемый в Нильской долине, песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, а кирпич шёл на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.

Отличительные особенности древнеегипетской архитектуры:

  • внутренние дворы, сады,
  • открытые навесы-галереи,
  • плоские крыши, использующиеся как террасы.
Египтяне жили вдоль реки Нил, который течет по мередиану. Думали, что солнце каждый день рождается на Востоке и умирает на Западе, поэтому мертвых хоронили на западном берегу реки. За тысячи лет горы на западном берегу оказались нафаршированы мумиями. По мнению египтян жизнь мертвых не отличается от жизни живых, поэтому погребальная архитектура египтян их монументизированная версия их повседневной жилой архитектуры.
Жилая архитектура не сохранилась, потому что строилась из кирпича, который был спрессованным илом из Нила. Ил оставляли на солнце, чтобы он высохла и стала пригодной для строительства. А вместо бревен (деревья не растут практически в Египте) были тугие связки из тростника папируса.
Погребальную архитектуру рано начали делать из камня (гранита), поэтому она прекрасно сохранилась. Гробница увеличенная каменная версия дома.
XXXII-XXII до н.э.

Древнеегипетская архитектура (древнее царство)

Описание
Сначала строили мастабы - дом мертвого, в это жилище ходят в гости родственники мертвого. В мастабе была комната, вырытая как пещера в скале, на стене нарисована дверь, которая никогда не открывалась. Однажды мастаба превратилась в ступенчатую пирамиду (пирамида Джосера): построили мастабу, потом построил мастабу поменьше на крыше первой, а потом еще несколько. Высота 62м. После в основном в этот период строили пирамиды. Классическая египетская пирамида - часть погребального комплекса, который включает в себя: 2 храма, соединенные коридором дромас, пирамида и маленькие пирамиды-спутники, заключенные в ограду
Строения
Погребальный комплекс Джосера, Саккара
Имхотеп
2667-2648 до н.э.
Розовая пирамида, Дахшур
~2620 до н.э.
Ломаная пирамида, Дахшур
2596 до н.э.
Погребальный комплекс, Гиза
2550-2490 до н.э.
Пирамида Хуне в Медуме, 100км от Каира
XXVII-XXVI
XXII-XVIII

Древнеегипетская архитектура (среднее царство)

Описание
Начали строить храмы богу Солнца Ра, а так как это каждый день умирающий Бог, то храм был похож на погребальный комплекс. А вот погребальные комплексы же почти не похожи на пирамиды (постепенно пирамиды с мумией все меньше размером, а храм при пирамиде, все больше). Гробницы стали делать в скалах, а храм перед входом в скальную гробницу. Начиная с храма Хатшепсут, гробницы стали делать отдельно от храма, в тайном месте западнее от Нила, чтобы избежать грабежа. С этого момента - гробница, это тоннель, иногда с хитрой планировкой
Строения
Храм Ментухотепа II, Дейр-эль-Бахри
XXI век до н.э.
Храм Амона, Карнак
~XX до н.э.
Пирамида фараона Аменемхета III, Хавара
XIX до н. э.
XVI-II до н.э.

Древнеегипетская архитектура (новое царство)

Описание
В основном строили храмы.
План храма (храм Гора в Эдфу):

Отсеки (могут по разному чередоваться):
  • колонный зал (гипостиль), накрытый крышей (колонны внутри)
  • либо дворы (перистили), колонны по периметру
Вход фланкируют пилоны (2 башни).
Чем глубже в храм, тем ниже и темнее помещение. Самая дальняя (самая маленькая и темная) комната - святилище, там расположена статуя Бога (или нескольких Богов).
Храмы были без окон, но с крышей на разной высоте. Между крышами попадал свет.

Гранитные колонны 3х видов:
  • похожие на связку тростниковых стеблей 
  • с капителью в виде закрытого цветка (бутон) лотоса (гипостиль, неосвещенная часть)
  • с капителью в виде открытого цветка лотоса (гипостиль, освещенная часть)
Колонны и потолок были раскрашены. Потолок был голубой, как небо, с нарисованными звездами.
Строения
Храм Хатшепсут, Дейр-эль-Бахри
Сенмут
1482-1473 до н.э.
Храм Тутмосу III, Дейр-эль-Бахри
1435-1425 до н.э.
Храм Амона, Луксор
1400 до н. э
Храм Рамзеса II, Абу-Симбел
1244 до н.э.
Храм Гора, Эдфу
237-47 до н.э.
2500 до н. э.

Оформление колонн

Складывание античного ордера - системы элементов и про­порций. Опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Храмы – основная задача строительства в Древней Греции.
Типы храмов:
  1. Простильный храм имел перед входными сенями портик с колоннами, которые стояли против пилястр.
  2. В амфипростильном храме перед входом находилось два портика с колоннами.
  3. Кругокрылый храм со всех сторон был окружен колоннадой.
  4. Двоякокруглый храм в отличие от предыдущего был обнесен колоннадой в 2 ряда.
  5. Ложнокруглый храм – здесь половины колонн выступали из стен.
  6. Сложнодвоякокруглый храм, в котором колонны из двух рядов сочетались друг с другом.
Характерные детали и черты
Дорический ордер
фриз оформлен чередующимися триглифами и метопами
VI до н.э.
Ионический ордер
От дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций. Характерной чертой является Капитель, которая дополнена двумя симметрично расположенными завитками - волютами.
сер VI до н.э.
Коринфский ордер
Характерной чертой является необычная капитель, воспроизводящая мотив колокола, или корзины — калафа, украшенной стилизованными листьями аканта.
V до н.э.
Ордерная колоннада
Колоннада — это ряд или несколько рядов колонн, которые объединены горизонтальным перекрытием
Портик с фронтоном
крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию. Фронтон - завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады.
Стереобат
цоколь храма или колоннады. Обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом.
Кариатиды
статуя, изображающая задрапированную женскую фигуру в качестве опоры антаблемента, арки или иной конструкции, заменяющая собой колонну, пилястру или пилон. В древнегреческой мифологии Кариатида — эпитет богини лесов и охоты Артемиды.
Строения
Храм Зевса Олимпийского, Афины
572 до н. э.
Храм Геры, Пестум
сер VI до н.э.
Храм Ники Аптерос с двумя портиками, Акрополь
Калликрат
449 - 420 до н.э.
Парфенон, Афины
Иктин, Калликрат
447 - 438 до н.э.
Афинские пропилеи, Афины
Мнесикл
432 до н.э.
Храм Посейдона, Пестум
конец V до н.э.
Храм в антах - Сокровищница афинян, Дельфы
кон. VI - нач. V до н.э.
Мавзолей, Галикарнас
Сатирос, Пифей Приенский, Артемисия II
351 до н.э.
Смесь зодчества этрусков с суровой простотой форм и древнегреческих декораций . Изо­брели бетон.
Характерные детали и черты
Тосканский ордер
упрощенный дорический ордер, без украшений
I до н.э.
Композитный ордер
смесь ионического и коринфского ордеров
V
Арочные конструкции (своды и купола)
Клиновидные части в арочной дуге при нагрузке не переламываются, а сжимаются (в отличии от горизонтальной балки), разрушить камень давлением трудно, поэтому можно перекрывать гораздо большие пространства и сильнее нагружать. Стоечно-балочная система (ордер) осталась на фасадах декором.
70
Несущая стена с ордерной декорацией в виде полуколонн или пилястр
Ряд арок
Мотив аркады и аркатуры
Раскрепованный антаблемент
Зрительно усиленная, выдвинутая по отношению к стене часть фасада
Арочные проемы
Цилиндрические своды
Купол
Термальные окна
Строения
Храм Кастора и Поллукса, Рим
495 до н.э.
Табулярий, Рим
78 до н.э.
Акведук Пон-дю-Гар, Вер-Пон-дю-Гар
~50
Акведук, Сеговия
50
Золотой дом Нерона, Рим
Север, Целер
68
Колизей, Рим
Веспасиан
71-80
Триумфальная арка Тита, Рим
Домициан
81
Форум Траяна, Рим
Аполлодор из Дамаска
112
Пантеон, Рим
Аполлодор из Дамаска
128
Базилика Максенция, Рим
Браманте Донато
312
смесь традиций античного мира и Ближнего Востока
Характерные детали и черты
Крестово-купольная система
Состоит из средокрестья (центрального пространства под куполом) и примыкающих к нему по сторонам света ветвей, перекрытых цилиндрическими сводами и образующих крестообразную в плане структуру.
Купола на парусах
Постановка купола на 4 арки с 4мя точками опоры. Между арками и подкупольным кольцом образовывались двояковогнутые треугольники - паруса.
Строения
Ипподром Константинополя, Стамбул
203
Собор Святой Софии, Стамбул
324
Церковь Святой Ирины, Стамбул
~330
Акведук Валента, Стамбул
368
Дафнийский монастырь, Хайдарион
VI
Базилика Сан-Витале, Равенна
527-548
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна
549
Монастырь преподобного Луки, Дистомон-Арахова-Андикира
946
Византийские бани, Салоники
~XII
Крепость Ангелокастро, Корфу
~1205
Монастырь Святой Екатерины, Салоники
1320-1330
318

Возвращение к деревянным стропильным перекрытиям

сформирован под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе
Строения
Мескита, Кордова
786-XVI
Дворцовый город Мадина аз-захра, 8км от Кордовы
936-1010
Церковь Сан-Кристо-де-ла-Лус, Толедо
999
Дворец Альжаферия, Сарагоса
XI
Хиральда, Севилья
1184
Дворец Альгамбра, Гранада
1238-1359
попытка возродить римские традиции и навыки каменного строительства
Строения
Капелла Карла Великого, Ахен
Одон из Меца
786-805
Надвратная капелла Лоршского аббатства, Лорш
852
развивалась в русле традиций, основы которых сформировались в культуре Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева под натиском монгольской империи история древнерусской архитектуры продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве.
IX-XII

Архитектура древнерусского государства

Описание
византийская архитектура + свои особенности
Строения
Десятинная церковь, Киев
996
Софийский собор, Киев
1036
XII-XIII

Владимиро-суздальская архитектура

Описание
Роль Киева как политического центра начала ослабевать, в удельных центрах появились значительные архитектурные школы. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество
Строения
Церковь Бориса и Глеба, Кидекша
1152
Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский
1152-1157
Успенский собор, Владимир
1158-1160
Золотые ворота, Владимир
1158-1164
Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово
1158-1165
Дмитриевский собор, Владимир
1194-1197
Богородице-Рождественский собор, Суздаль
1222-1225
Суздальский кремль, Суздаль
1222—1225
Георгиевский собор, Юрьев-Польский
1230-1234
конец XII-XVI

Новгородская архитектура

Описание
отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм
Строения
Софийский собор, Великий Новгород
1045-1050
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, Великий Новгород
1185-1192
Церковь Спаса на Нередице, Спас-Нередица
1198
Церковь Феодора Стратилата на Ручью, Великий Новгород
1360-1361
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород
1374
XIII — XVI

Псковская школа

Описание
Ранние постройки были связаны с традицией новгородской школы или варьировали конструктивные особенности византийского крестово-купольного храма.
В XIII — XVI веках сложился особый псковский тип православного храма — одноглавый, кубической формы, с пониженными угловыми частями и многоскатными кровлями, иногда с применением повышенных подпружных арок, или бесстолпный, со световым барабаном на пересекающихся цилиндрических арках .

Характерные особенности:
  • многопролётные звонницы
  • паперти
  • приделы и притворы
Строения
Церковь Василия на Горке, Псков
1413-1415
Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, Псков
1462-1463
Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья, Псков
1521
Церковь Николы со Усохи, Псков
1535-1536
Церковь Сергия с Залужья, Псков
1582-1589
Поганкины палаты, Псков
1671
XIV-XVI

Архитектура Московского княжества

Строения
Успенский собор на Городке, Звенигород
1390-е
Успенский собор Московского Кремля, Москва
1475-1479
Грановитая палата, Москва
1487-1491
Архангельский собор в Кремле, Москва
1505-1508
Тульский кремль, Тула
1514-1520
Коломенский кремль, Коломна
1525-1531
Зарайский кремль, Зарайск
1528-1531
Серпуховский кремль, Серпухов
1556
XV-XVIII

Русское деревянное зодчество

Описание
Корни уходят к древнеславянскому строительству. С древнерусского периода культовое деревянное зодчество ориентировалось на византийский канон и восприняло черты каменных храмов.
Строения
Успенская церковь, Варзуга
XVII
Кижский погост, Кижи
XVIII—XIX
XVI

Архитектура Русского царства

Описание
продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра»
Строения
Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Москва
1524-1598
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Москва
1528-1532
Храм Василия Блаженного, Москва
1555-1561
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад
1559-1585
XVII

Русское узорочье

Строения
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, Москва
1619-1627
Церковь Троицы в Никитниках, Москва
1628-1651
Теремной дворец Московского Кремля, Москва
1635-1636
Одигитриевская церковь, Вязьма
XVII
Церковь Рождества Богородицы в Путинках, Москва
1649-1652
Храм иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами, Москва
1676-1681
Палаты А. Ф. Олисова, Нижний Новгород
1676
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, Москва
1679-1682
Храм Константина и Елены, Вологда
~1690
XVII-XVIII

Ярославская школа

Строения
Церковь Илии Пророка, Ярославль
1647-1650
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль
1649-1654
Строения
Храм Ченнакешава, Белур
1014-1117
Тяжеловесные замки и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. Доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком.
Строения
Церковь Святого Гереона, Кёльн
345
Базилика Святого Амвросия, Милан
~379
Санта-Мария-Маджоре, Рим
432-1750
Собор Святого Марка, Венеция
829
Флорентийский баптистерий, Пьяцца-дель-Дуомо
XI-XII
Шпайерский собор, Шпайер
1027
Собор святых апостолов Петра и Павла, Наумбург
1028-1044
Базилика Святого Серватия, Маастрихт
1039
Пизанский Собор, Пиза
Тино ди Камаино
1063-1092
Базилика Святого Сатурнина, Тулуза
Виолле-ле-Дюк Эжен
1080-1120
Нотр-Дам-ля-Гранд, Пуатье
1086
Клюни (аббатство), Клюни
1088-1220
Аббатство Мария Лаах, горы Айфель
1093
Кафедральный собор Порту, Порту
1110-1737
Собор Святого Лазаря, Отён
1132
Сенанк (аббатство), Сенанк
1148
Лиссабонский собор, Лиссабон
1150-XIII
Пизанская башня, Пиза
1173-1360
Церковь Святого Иакова, Регенсбург
1175-1180
Собор Святого Петра, Вормс
1110-1200
Лимбургский собор, Лимбург-ан-дер-Лан
1235
Замок Данноттар, Стоунхейвен
1400
XI-XIII

Нормандская архитектура

Описание
Английская романская архитектура. Нормандская арка - определяющая особенность. Крупные арки полукруглой формы поддерживались массивными колоннами (обычно гладкими, но иногда со спиральным орнаментом). Изредка были колонны квадратного сечения. Череда отступающих полукруглых арок у главных дверных проёмов иногда. Часто украшали лепниной, иногда скульптурными композициями на библейские темы. Окна - обычно небольшие и узкие, однопроёмные, иногда разделённые колонной на два проёма (например в колокольнях)
Строения
Церковь Святого Эдуарда, Глостершир
XI
Белая башня, Лондон
~1066
Оксфордский замок, Оксфорд
1074
Капелла Святого Иоанна, Рим
~1078
Уинчестерский собор, Уинчестер
1079
Кафедральный собор Святой и Неделимой Троицы, Или
1083-1375
Собор Христа, Пресвятой Девы Марии и св. Кутберта Даремского, Дарем
1093
Кафедральный собор Святой и Неделимой Троицы, Норидж
1096-1145
Кафедральный собор Святых Петра, Павла и Андрея, Питерборо
1118-1237
Стрельчатые очертания арочных конструкций. Чтобы арки и арочных конструкций не разъезжались, их стали делать стрельчатыми, с боков эта система подпиралась специальными «мостиками» — аркбутанами, которые перекидывались от отдельно стоящих столбов — контрфорсов. Стены освобождались от всякой нагрузки, делались легкими или даже исчезали. Богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна
Строения
Церковь Святого Гереона, Кёльн
345
Собор святых апостолов Петра и Павла, Наумбург
1028-1044
Базилика Святого Серватия, Маастрихт
1039
Кафедральный собор Порту, Порту
1110-1737
Собор Святого Лазаря, Отён
1132
Лиссабонский собор, Лиссабон
1150-XIII
Собор Парижской Богоматери, Париж
1163
Шартрский собор, Шартр
1194
Гейдельбергский замок
~1225
Сент-Шапель, Париж
1242-1248
Собор Рождества Девы Марии, Милан
1386
Брюссельская ратуша
1401-1449
Кельнская ратуша
1406-1414
Костёл Святой Анны, Вильнюс
1495-1500
Ратуша Антверпена
Флорис Корнелис
1561
1180-1520

Английская готика

Описание
Готические произведения отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора.
Периоды:
  1. Ранняя английская готическая архитектура ·
  2. Украшенная готика
  3. Перпендикулярная
Строения
Кафедральный собор Святой и Неделимой Троицы, Или
1083-1375
Кафедральный собор Святой и Неделимой Троицы, Норидж
1096-1145
Кафедральный собор епархии, Саутвелл
1120-1150
Собор Девы Марии, Солсбери
1220
Вестминстерское аббатство, Лондон
1245-1745
Соединение мавританского, готического и ренессансного стилей
Строения
Церковь Сан-Тирсо, Саагун
XII
Соборная башня, Теруэль
1315-1316
Монастырь Санта-Мария-де-Гуадалупе, Гваделупа
~1340-1389
Дворец Алькасар, Севилья
1364
Дворец герцогов Инфантадо, Гвадалахара
1475-XVII
дом Пилата, Севилья
1483-1520
Эпоха Возрождения. Сводчатые потолки, огромные залы с полусферическими куполами, величественные колонны и пилястры, закругленные арки и окна, инкрустация на стенах. На смену хаосу приходит симметрия, порядок и соблюдение геометрических пропорций.
Строения
Гейдельбергский замок
~1225
Замок в Фонтебло
1528
Экуаннский замок, Валь-д’Уаз
Байяр Шарль, Бюллан Жан
1538-1578
Ратуша Антверпена
Флорис Корнелис
1561
Монастырь Эскориал
1563-1584
Галерея Уффици
1581
выражен в нарушениях ренессансной целостности композиции и сбалансированности форм, использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений
Строения
Дворец Палаццо Те
Романо Джулио
1524
Площадь Пьяцца-дель-Кампидольо
Микеланджело
1536
Церковь Иль-Джезу
Джакомо да Виньола, Джакомо Делла Порта
1568-1584
Библиотека Лауренциана
1571
Кафедральный собор Иоанна Крестителя, Валлетта
1575-1578
Церковь Сан-Висенте-де-Фора, Лиссабон
1582-1629
Большой Арсенал
Обберген Антони ван
1600-1609
Мясные Ряды – Харлем
Кей Ливен де
1603
Соборная Базилика Сальвадора
1654-1672
внимание к деталям, символы и аллегории, грандиозные композиции, преувеличения, эмоциональность, пышность, витиеватые, изогнутые линии и обилие декора. Приёмы: раскреповка антаблемента, «разорванного фронтона», неравномерная расстановка пилястр и колонн создает рельефность фасадов с эффектами светотени, особенно в «угловых перспективах».
Строения
Санта-Мария-Маджоре, Рим
432-1750
Кафедральный Собор Сантьяго-де-Компостела
1075-1211
Кафедральный собор Порту, Порту
1110-1737
Лиссабонский собор, Лиссабон
1150-XIII
Собор Святого Петра
1506
Церковь Иль-Джезу
Джакомо да Виньола, Джакомо Делла Порта
1568-1584
Дворец Версаль
1631
Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, Рим
Борромини Франческо
1638-1677
Дом Инвалидов в Париже
1671
Собор Святого Павла
1675
Дворец Шарлоттенбург
1695
Монастырь в Мельке
Прандтауэр Якоб
1702-1746
Бленхеймский Дворец
1705-1724
Церковь Карлскирхе
Фишер фон Эрлах Йозеф Эмануэль, Фишер фон Эрлах Иоганн Бернхард
1716-1737
Дворец Цвингер
1719
Королевский Дворец, Мадрид
Сабатини Франческо, Юварра Филиппо, Джованни Баттиста Саккетти, Сегундо де Лема Хосе
1738-1764
Королевский Дворец, Казерта
Ванвителли Луиджи, Ванвителли Карло
1752-1780
Возрождение классических идей тектоники, симметрии, ордерной конструкции и элементов. Стремление к ясности и простоте, проявляющееся в симметрии, тектоничности композиции и рациональном пропорционировании
Строения
Городская ратуша, Минск
1582
Казанский женский монастырь, Ярославль
1610
Дворец Версаль
1631
Дворец Во-ле-Виконт
1656
Императорский путевой дворец, Тверь
Никитин П. Р.
1764-1766
Дом Пашкова
1784-1786
Троицкий собор, Калуга
Ясныгин Иван
1786-1819
Бранденбургские ворота
1788
Лувр
1793
Большой театр, Москва
1821
Дом Борщова, Кострома
1824-1834

Палладианство

Описание
Из идей итальянского архитектора Андреа Палладио. Следование композиционным принципам классической храмовой архитектуры и классицизма XVI века, школы Браманте и Рафаэля
Строения
Вилла Ротонда, Виченца
Палладио Андреа, Скамоцци Винченцо
1567-1605
Ку­инс-хау­с, Грин­ви­ч
Джонс Иниго
1614-1617
Банкетинг-хаус, Лондон
Джонс Иниго
1619-1622
Площадь Ковент-Гарден
Джонс Иниго
1649
Хоутон-холл
1722-1735
Вилла Корделлина-Ломбарди, Мон­тек­кьо-Мад­жо­ре
1735-1742
Юсуповский дворец, Санкт-Петербург
1770
Павловский дворец, Пушкино
Камерон Чарльз
1782-1786
Софийский собор, Пушкино
Камерон Чарльз
1782-1788
Эрмитажный театр, Санкт-Петербург
1783-1789
Малый Гостиный двор
Кваренги Джакомо
1790-е
1714-1811

Георгианский стиль

Строения
Библиотека Рэдклиффа, Оксфорд
1901
XIX

Ампир

Описание
имперский стиль, подражание античным постройкам
Строения
Бурбонский дворец
1722-1728
Адмиралтейство, Санкт-Петербург
1732-1738
Дворцовая площадь, Санкт-Петербург
1754-1762
Казанский собор, Санкт-Петербург
1801-1811
Триумфальная арка, Париж
Шальгрен Жан-Франсуа
1806-1836
Михайловский дворец
1819-1825
Церковь Александра Невского, Потсдам
1829
Храм Святой Марии Магдалины, Париж
1845
Прозрачная и спокойная версия стиля барокко, в которой использована нежная пастельная палитра. Рококо имеет тенденцию к мифологии и романтике: изображения и фигуры нимф, амуров, дриад, древних богов и богинь, в то время как в барокко допустимы мрачность композиций, изображения битв, завоеваний и разрушения.
Строения
Дворец Браницких
Гамерен Тильман ван, Фонтана Якуб, Зигмунт Дейбель Ян
1691-1697
Дворец с Медной Крышей
1698-1701
Дворец Отель де Субиз
Деламер Пьер-Алексис
1705-1709
Дворец Амалиенбург
Кювилье Франсуа де
1734-1739
Екатерининский Дворец
1744-1756
Дворец Сан-Суси
1745-1747
Театр Кувилье
1751-1753
Дворец Линдерхоф
Дольман Георг
1870-1878
Неоэклектичная архитектура. Стилевой плюрализм - сочетание различных архитектурных направлений, декоративных приемов из множества различных периодов исторических стилей строительства домов
1753-1900е

Неогреческий стиль

Описание
Появился как вариант классицизма, ориентированный на воссоздание наследия античной Греции. Развивался в период историзма и эклектики уже как исторический стиль
Строения
Британский музей
1753-1759
Бранденбургские ворота
1788
Афинская академия наук
1859-1887
Здание парламента, Вена
1874-1883
1759-1900е

Неороманский стиль

Строения
Мост Пуэнте-Нуэво, Ронда
Альдеуэла Мартин
1759-1793
Здание Музея Виктории и Альберта, Лондон
1857
Церковь Троицы, Бостон
1872-1877
Здание Музея естественной истории, Лондон
1873-1880
Гарнизонная церковь, Дрезден
1900
Главное здание Иллинойсского технологического института
Архитектурное бюро Паттен и Фишер
1901
Здание машинного зала Иллинойсского технологического института
1901
1820е-1900е

Неовизантийский стиль

Описание
Использует мотивы архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока. Наибольшее распространение в храмовом зодчестве и убранстве
Строения
Церковь Спасителя, порт Закрова
Персиус Людвиг
1844
Нотр-Дам-де-ла-Гард
Эсперандьё Анри-Жак
1853-1864
Владимирский собор, Херсонес Таврическом
1861-1891
Владимирский собор, Киев
Беретти Александр, Николаев Владимир
1862-1882
Большая хоральная синагога, Санкт-Петербург
Бахман Л. И., Шапошников И. И.
1883-1893
Троицкая церковь, Щурово
Геппенер Максим
1891-1900
Вестминстерский собор, Лондон
1895-1903
Морской Никольский собор, Кронштадт
1902
Храм Святого Саввы, Белград
1935-2004
1820е-1900е

Неоготика

Описание
В отличие от классической готики, неоготика менее мрачная, смелее играет с цветами, менее пресыщена декором
Строения
Вестминстерский дворец
Бэрри Чарлз, Пьюджин О. У. Н.
1840-1860
Базилика Святой Клотильды
Гау Франц-Христиан, Баллю Теодор
1857
Замок Шален-ла-Потри
1859-1882
Королевский судный двор
Стрит Джордж Эдмунд
1882
Саграда Фамилия
Гауди Антонио
1882
Хлебный дом, Брюссель
1896
Храм Преображения Господня, Красноярск
Соколовский Владимир Александрович
1909-1911
Ласточкино гнездо, Крым
Шервуд Николай Сергеевич
1912
Церковь Грундтвига, Копенгаген
1921-1926
1820е-1900е

Неомавританский стиль

Описание
Переосмысление и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества, в особенности стиля мудехар
Строения
Воронцовский дворец, Алупка
Блор Э.
1828–1848
Большая хоральная синагога, Санкт-Петербург
Бахман Л. И., Шапошников И. И.
1883-1893
Триумфальная арка, Барселона
1888
Дом Арсения Морозова, Москва
1895-1899
Епископский дворец (Асторга)
Гауди Антонио
1915
1820е-1900е

Русско-византийский стиль

Описание
Сочетание классицистических монументальных объ­ёмов с деталями, выполненными по мотивам соборов Московского Кремля и памятников владимиро-суздальской школы. В нём не применялись византийские формы
Строения
Храм Христа Спасителя, Москва
1839-1883
Воскресенский Новодевичий монастырь
1848-1860-е
Свято-Николаевский собор, Валуйки
1906-1913
1820е-1900е

Необарокко

Описание
Отличается от барокко более свободной трактовкой архитектурного ордера, богатым убранством фасадов, многообразием и сложностью декоративных элементов: скульптурного убранства, гротескных форм и др.
Строения
Здание дворца Белосельских-Белозерских, Санкт-Петербург
Штакеншнейдер Андрей
1846–1848
Дворец Лоншан, Марсель
Эсперандьё Анри Жак
1869
Здание «Бургтеатра», Вена
Земпер Готфрид, Хазенауэр Карл фон
1874–1888
1820е-1900е

Неоренессанс

Описание
Основа - архитектура итальянского Возрождения. Отличительные черты:
  • отчетливая симметричность;
  • рациональное членение фасадов;
  • прямоугольные планы сооружений с внутренними двориками;
  • использования пилястр и рустовок.
Строения
Отель-де-Виль, Париж
1874-1882
Капитолий штата Техас
Майерс Элайдж
1882-1888
Поместье Уоддесдон
Детайёр Габриель-Ипполит
1883
Рейхстаг
Валлот Пауль
1884-1894
1820е-1900е

Бозар

Описание
Продолжил традиции итальянского ренессанса и французского барокко. Строгая симметрия, иерархия благородных (входы, лестницы) и утилитарных пространств, использование элементов из французской и итальянской архитектуры, декоративные элементы
Строения
Опера Гарнье
Гарнье Шарль
1861-1875
Дворец Шайо
1878,1937
Малый дворец, Париж
1897
Большой дворец, Париж
Деглан Анри, Луве Альбер, Тома Альбер
1897
Мост Александра III
1900
1830

Металлические конструкции в строительстве применяются массово

1850

Стекло полноправный строительный материал

1861

Промышленное применения железобетона

Конторские и производственные здания в стиле неоренессанса и неороманского стиля получили развитие к чикагской школе. Небоскреб — простая многоярусная металлическая струк­тура (каркас), облицованная кирпичными и каменными материалами, обильно покрытая декоративными орнаментами из керамических, каменных и литых чугунных деталей. Основная парадигма развития архитектуры XX века — «форма следует функции».
Строения
Здание Страхового общества, Чикаго
Дженни Уильям Ле Барон
1885
Аудиториум-билдинг, Чикаго
1886-1889
Релайенс-билдинг, Чикаго
Бернхэм Д., Атвуд Ч
1891-1894
Монаднок-билдинг, Чикаго
1891-1893
Чикаго-Билдинг, Чикаго
1904-1905
максимальный комфорт и утонченность.
  • Тиффани - в США
  • ар-нуво - во Франции
  • югендстиль - в Германии
  • стиль сецессион - в Австрии
  • модерн-стайл - в Англии
  • стиль либерти - в Италии
  • модернизмо - в Испании
  • Nieuwe Kunst (новое искусство) - в Нидерландах
  • еловый стиль - в Швейцарии
  • модерн - в России
Строения
Саграда Фамилия
Гауди Антонио
1882
Особняк Тассель
1893
Отель «Old England», Брюссель
1898-1899
Вход в метро. Станция Аббес.
1900
Дом Лавиротта, в 7-м округе Парижа
1901
Дом Сен-Сира, Брюссель
Стровен Гюстав
1901-1903
Здание магазина купцов Елисеевых, Санкт-Петербург
1902
Католическая Церковь Ам-Штайнхоф
1904-1907
Пробные поиски новых форм и конструкций. Импровизация.
1910-1920е

Экспрессионизм

Описание
Мистическая экзальтация, преклонение перед индивидуальным творческим началом, творить необычную архитектуру. На­ме­ренное искажение традиционных форм с целью вызвать сильный эмоцио­нальный отклик у зрителя. Форма зданий часто природ­но-органическая, тенденция стирания границы между архи­тектурой и скульптурой.
Строения
Башня Эйнштейна, Потсдам
1920-е
Церковь Грундтвига, Копенгаген
1921-1926
Чилехаус, Гамбург
1922-1924
начало XX

Кубизм

Описание
Использование только прямых линий, даже арки создаются из нескольких прямых. Cимметрия. Фасады из полигональных структур
Строения
Дом на Рашиновой набережной, Вышеград
Хохол Йосеф
1912-1913
Коваржовикова вилла, Вышеград
Чохол Йозеф
1912-1913
Кубистический дом на улице Некланова, Вышеград
Хохол Йосеф
1913-1914
1919-1940е

Функционализм

Описание
На смену экспрессионизму пришло стремление к рационализации.
Образ здания стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объемов. Функция - единст­венный источник формообра­зования, отказ от декора из-за его утили­тарной нецелесообразности. Данные современной науки позволяли конструи­ровать максимально технологичную и эргоно­мичную искусственную среду обитания человека. Архитектура = промыш­ленный дизайн.

5 отправных точек современной архитектуры (Ле Корбюзье)
  • дом на столбах
  • крыша-терраса
  • свободный план
  • свободный фасад
  • ленточное окно
Баухаус - творческое объединение и идейный центр европейского функционализма. (1919-1933)






Строения
Дом ам Хорн, Веймар
Мухе Георг, Майер Адольф
1923
Вилла Ла Рош / Жаннере, Париж
Ле Корбюзье, Жаннере Пьер
1923-1925
Комплекс Баухауса, Дессау
Гропиус Вальтер
1925-1926
Поселок «Хижина дяди Тома», Берлин
Таут Бруно
1926-1931
Дома «Зигзаг», Франкфурт-на-Майне
Май Эрнст
1926-1927
Белый дом, Штутгарт
Беренс Петер
1927
Поселок Тёртен, Дессау
Гропиус Вальтер
1927-1928
Образцовые дома в районе Вайсенхоф, Штуттгарт
Ле Корбюзье, Жаннере Пьер
1927
Многоквартирный дом в районе Вайсенхоф, Штутгарт
Мис ван дер Роэ Людвиг
1927
1920е-1930е

Конструктивизм

Описание
Популярен в советской архитектуре. Продолжает парадигму функционализма, но дополнительно архитектура рассматривается как действенный инструмент поли­тической пропаганды и управления массами, поэтому сооружения подчеркнуто индустриальные, про­летарские, и иногда даже не совсем удобные в эксплуатации.
Строения
Дом культуры имени Зуева, Москва
Голосов Илья
1927-1929
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, Москва
1929-1930
Дворец культуры ЗИЛа, Москва
1930-1937
1920-1950е

Органическая архитектура

Описание
Здание вписывается в ландшафт, а не противопоставляется ему. Пространство свободно перетекает изнутри наружу здания и обратно, непрерывно (подчерпнуто из японского жилища)
Строения
Гётеанум, Дорнах
1925
Дом над водопадом, 80 км от Питтсбурга
Райт Фрэнк Ллойд
1936-1939
Бур­жуазный вариант модернизма - модернизм без экономии и с декоративностью. Ясность и иерар­хичности структуры, орнамент и тех возможности. Синтез искусства модерна и неоклассицизма. Значительное влияние оказали такие художественные направления, как неоготика, кубизм, конструктивизм и футуризм, сплетавшиеся с древнеегипетскими, японскими, мезоамериканскими и другими экзотическими мотивами
Строения
Американ Радиатор-билдинг, Нью-Йорк
1924
Крайслер-билдинг, Нью-Йорк
1928-1930
Дженерал-Электрик-билдинг, Нью-Йорк
1929-1931
Эмпайр-стейт-билдинг, Нью-Йорк
1931
Основные принципы:
  • Использование самых современных строительных материалов и конструкций (например стальной или ж/б каркас);
  • Функциональный подход к планировке;
  • Аскетичность, отказ от украшательств;
  • Отказ от художественных стилей прошлого;
  • Интернациональный характер.
1930-1960е

Интернациональный стиль

Описание
Интернациональный стиль - это развитие и смесь таких направлений авангарда, как конструктивизм, функционализм, органическая архитектура.  + брутализм + хайтек.

основные принципы:
  • отказ от национальных культурных особенностей
  • создание пространства и объёма, а не массы;
  • предпочтение баланса, а не симметрии;
  • исчезновение классических декоративных элементов орнамента.
Строения
Дом ам Хорн, Веймар
Мухе Георг, Майер Адольф
1923
Вилла Ла Рош / Жаннере, Париж
Ле Корбюзье, Жаннере Пьер
1923-1925
Комплекс Баухауса, Дессау
Гропиус Вальтер
1925-1926
Поселок «Хижина дяди Тома», Берлин
Таут Бруно
1926-1931
Дома «Зигзаг», Франкфурт-на-Майне
Май Эрнст
1926-1927
Белый дом, Штутгарт
Беренс Петер
1927
Поселок Тёртен, Дессау
Гропиус Вальтер
1927-1928
Образцовые дома в районе Вайсенхоф, Штуттгарт
Ле Корбюзье, Жаннере Пьер
1927
Многоквартирный дом в районе Вайсенхоф, Штутгарт
Мис ван дер Роэ Людвиг
1927
Вилла Тугендхат, Брно
Мис ван дер Роэ Людвиг
1928-1930
Вилла Савой, Пуасси
Ле Корбюзье
1928-1931
Дом над водопадом, 80 км от Питтсбурга
Райт Фрэнк Ллойд
1936-1939
Дом Фарнсуорт
Мис ван дер Роэ Людвиг
1945-1951
Сигрем-Билдинг, Нью-Йорк
Мис ван дер Роэ, Джонсон Филипп
1958
Уиллис-тауэр, Чикаго
1970-1973
1950-1980е

Структурализм

Описание
планы зданий как четкая структурная сетка. Строгая симметрия, осевая компо­зиция, модульность в построении планов и фасадов. Обслуживающие и обслуживаемые пространства внутри здания не перемешиваются, а группируются в строгие структуры внутри плана или выделяются в самостоятельные объемы, например вертикальные коммуника­ции. Прослежи­вается стремление к сохранению соразмерного человеку мас­шта­ба. При планировании районов и городов формируется четкая прямоуголь­ная уличная структура.
Строения
Олимпийский центр, Токио
Тангэ Кэндзо
1958
Сиднейский оперный театр, Сидней
1959-1973
1950-1970е

Брутализм

Описание
Удешевление строительства, преодо­ление безликой механи­стичности раннего модернизма. Крупный масштаб сооружений. Поэзия из чисто железобетонных конструкций, лишенных какого-либо декора и региональных оттенков образа. Монолитный железобетон никак не облицовывается и сохраняет свою естественную фактуру и окраску.
Строения
Жилая единица, Марсель
Ле Корбюзье
1952
Национальный дом парламента Бангладеш, Дакка
Кан Луис
1961
Библиотека Гейзеля, Сан-Диего
Перейра Уильям Леонард
1970
Здание библиотеки имени Джона Робартса университета Торонто, Торонто
1973
Бостон Сити Холл, Бостон
Кальман Г., Мак-Киннель М., Ноулс Э.
1981
1950–1960е

Метаболизм

Описание
Мегаструктурные сооружения и застрой­ка городов на принципах роста и развития биологических организ­мов. Предполагали рост здания-структуры новыми индивидуальными капсулами людей, переезжаю­щих на новое место вместе со своей имеющейся капсулой.
Строения
Центр прессы и вещания Сидзуока, Токио
Тангэ Кэндзо
1967
Капсульная башня Накагин, Токио
Курокава Кисё
1970-1972
кон. 1970х

Хай-тек

Описание
Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. Использование прямых линий и форм. Широкое применение стекла, пластика, металла, бетона. Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения. Широкое использование серебристо-металлического цвета. Высокий прагматизм в планировании пространства. Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма. В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.
Строения
Уиллис-тауэр, Чикаго
1970-1973
Центр Помпиду, Париж
1977
Башня Банка Китая, Гонконг
Бэй Юймин
1989
Меркурий-Сити-Тауэр, Москва
Уильямс Фрэнк, Посохин Михаил, Сирота Геннадий
2013
Грандиозные масштабные сооружения, создававшиеся из смешения элементов архитектуры прошлого и помпезного декора, пропитанного идеологией. Архитектура как способ объединения граждан страны под знаменами новой идеологии. Подавляли пространство и личность человека.
Строения
Имперское министерство авиации, Берлин
1935
1940е-1950е

Сталинский ампир

Строения
Административно-жилое здание возле «Красных Ворот», Москва
1947-1952
Жилой дом на Котельнической набережной, Москва
1948-1952
Здание Министерства иностранных дел, Москва
1948-1953
Жилой дом на Кудринской площади, Москва
1948-1954
Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, Москва
1949-1953
Гостиница «Ленинградская», Москва
1949-1954
Рэдиссон роял Москва, Москва
1953-1957
Идея гармонии архитектуры с окружающими искусственной и естественной средами. Эстетика - главное. Классическое наследие - вернулось. Отринут аскетизм в дизайне, конвейерный подход. Во внешней отделке стремились к симметрии и пропорциональности, к выразительной образности строений: декорирование стен, барельефы, росписи.
Строения
Музей Ленина, Ташкент
1970
Портленд Билдинг, Портленд
1982
Пространственная аркада трибун, Тбилиси
1983
Дворец торжественных обрядов, Тбилиси
1985
Торговый центр Хаас Хаус, Вена
Холляйн Ханс
1987
Мир лебедей и дельфинов Уолта Диснея, Бэй-Лейк
1990
Денверская Публичная Библиотека, Денвер
1996
зрительная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Сооружения часто криволинейны, количество углов превосходит допустимое или, наоборот, отличается нехваткой. Масштабы зданий сбиты, а разные объемы, непропорциональные друг другу стены и лестничные пролеты, отличающиеся структурой и фактурой, смешаны между собой.
Строения
Танцующий дом, Прага
1996
Новая таможня, Дюссельдорф
Фрэнк Гери
1996-1998
Музей Гуггенхейма, Бильбао
1997
Кривой домик, Сопот
2004
сер. 1990-х

Параметризм

Описание
Алгоритмическая архитектура, созданная при помощи цифрового моделирования, диаграммы Вороного. Живые, как будто дышащие здания или напоминающие сложный коралл.
Строения
Центр Гейдара Алиева, Баку
Хадид Заха
2007-2012
Даляньский международный конференц-центр, Далянь
Архитектурное бюро Coop Himmelb
2008-2012
Galaxy SOHO, Пекин
Хадид Заха
2009-2012
сер. 1990-х

BLOB архитектура

Описание
Жидкая, органическая, биоморфная архитектура. Здания имеют мягкую органическую форму, без углов, изогнуты. Продолжает цифровое моделирование, заложенное параметризмом.
Строения
Капля, Эйндховен
Фуксас Массимилиано
2004-2010
Рустикальный, деревенский.
характерно использование природных материалов с минимальной их обработкой, акцентируя внимание на естественной красоте, созданной самой природой.

Ваби-Саби

Описание
Японская идея, которая бросает вызов многим традиционным стандартам декорирования.
Концепция игнорирует точную симметрию и необходимость совершенства во всех аспектах жизни. умение распознавать красоту в несовершенствах природы и принимать естественный цикл развития и распада. Аутентичность, то есть использование связи между землей и ее ресурсами: выбор материалов оригинального производства, а не материалов массового производства. Необработанные текстуры, землистые оттенки.
  • «ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, не яркостью, однако внутренней силой;
  • «саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.
По экстерьеру трудно определить ваби-саби,  он может быть похож на интернациональный стиль (простой, без декора), а может быть и не похож.
Вся прелесть внутри.

Викторианский стиль

Описание
викторианские домики напоминают резные шкатулки. Фасад или даже целый угол дома обязательно обнимает уютная веранда, крутая крыша сложной несимметричной формы украшена круглой или квадратной башенкой.

Ранчо

Описание
Стиль первопроходцев Северной Америки времен Дикого Запада, когда архитектура создавалась из необработанных деревьев и камней, используя минимум отделочного материала, применяя охотничьи трофеи в качестве украшения интерьера. При всей своей брутальности, кантри стиль создает впечатление основательности, надежности и практичности.

Русский крестьянский стиль

Описание
Крестьянский стиль включает в себя дом-избу и дом-терем. Дом-изба – это реверанс в сторону исторической «пятистенки», добротной, теплой, бревенчатой. Простые формы, двух- или четырехскатная крыша, сдержанный резной декор на окнах и крыльце, обязательная печь внутри

Стиль Тюдоров

Описание
вобрал в себя лучшие черты позднеготического стиля и раннего Ренессанса. От готики сохранились толстые стены, низкий фундамент, башенки, стрельчатая форма окон и дверных проемов, наличие контрфорсов (вертикальной выступающей части стены), высокие дымовые трубы.

Тосканский стиль

Описание
Стены светлых оттенков, массивная керамическая черепица на крыше, маленькие окна, забранные разноцветными ставнями, затененные внутренние дворики помогают максимально сохранять прохладу в жилых помещениях

Усадебный русский стиль

Описание
Русская усадьба чаще всего построена в стилистике классицизма или барокко, но не таком помпезном, как в Европе. Наиболее распространенным на Руси был одноэтажный или двухэтажный деревянный усадебный дом с мезонином на кирпичном цоколе. Стены помещений были, как правило, деревянными, бревенчатыми или обшитыми тесом, а затем обтянутыми холстом.

Фахверк

Описание
«ящичная работа», каркасная конструкция, типичная для крестьянской архитектуры многих стран Центральной и Северной Европы. Другое название: «прусская стена».
В конце 20 века стиль получил вторую жизнь с некоторыми дополнениями: удалось сочетать современные технологии с первичной красотой.
Стеклянный фахверк предполагает отсутствие оконных рам, а все пространство между опорными элементами здания занимают стеклянные поверхности. Современная технология фахверка основана на использовании клееного бруса крупного сечения.

Шале

Описание
Альпийский регион. Практичность и простота конструкции дома под двускатной крышей с большими свесами. Стены выполнены из деревянного бруса квадратного или прямоугольного сечения. Изначально, строения этого типа, служили пристанищем пастуха.
XVII

Прованс

Описание
Французский провинциальный стиль. Строгий городской классицизм трансформировался в легкий, спокойный Прованс. Простые формы, скатные крыши, люкарны или мансардные окна на крыше. Стены из натурального камня; ставни, двери и оконные рамы - деревянные, натуральным камнем замощены дорожки и патио. Широко используются металлические элементы в ограждении, мебели, уличном освещении. Оштукатуренные стены и потолок, деревянный пол, балки. Нежная палитра оттенков.
Группа эклектической архитектуры, сформировавшийся во время колонизации одного государства другим. Сочетание старого европейского уклада и местного (колоний) колорита. Вилла, бунгало, усадьба, гасиенда. просторные помещения, высокие потолки, масса света и воздуха; фактурные стены нейтральных тонов; функциональная мебель простых геометрических форм; яркие акценты и крупные детали; натуральные материалы и элементы (особенно - плетеные)

Американский колониальный стиль

Английский колониальный стиль

Французский колониальный стиль

XVII-XX

Кейп-код архитектура

Описание
Cape Cod. традиционный тип североамериканского сельского (загородного) дома веков. Характеризуется в первую очередь симметричностью фасада, деревянной наружной отделкой или деревянным каркасом, мансардными выступающими окнами. Фахверковые английские дома с холлом в качестве образца. Обычно 1-1/2 этажа с крутой линией крыши с боковыми фронтонами.