Наука социально-гуманитарная до н.э.

~VI до н. э.,
МистицизмСпособ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины
философия
VI до н. э.
Анемниз (анема – душа)Душа представлялась бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений
Пифагор
психология, философия
VI до н. э.
Милетская школаНичто не возникает из ничего, в основе многообразия явлений - единое правещество. Сама одушевлённость (душа) - тонкий и подвижный вид первовещества.
Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен
философия
VI-IV до н. э
ПифагореизмПринцип справедливости - важное (цементирующее) концептуальное положение. вселенная - космос. Мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. Предел и беспредельное. Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве
Пифагор Самосский
философия
V-IV до н. э.
ПлатонизмАбсолютная реальность идей, бессмертие бестелесной души, чувственное противопоставляется умопостигаемому, Идеальное (абстрактное) понятие, которым обладает каждый, позволяет отличить идеальное от неидеального. Этический идеал - уподобление Богу. мир идей — умопостигаемый, внепространственный и вневременной, существующий вечно, неизменный. Сложная иерархически упорядоченную целостность, которую венчает, объединяет и завершает идея Блага. Все идеи причастны Благу, поэтому они — «благие». Существует мир идей независимо и отдельно от мира вещей, они находятся в отдельном сверхчувственном пространстве. Идеи - вечные и неизменные субстанции.
Платон
психология, философия
VI−V до н.э.
Элейская школаМысль о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего. строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. единство и неподвижность бытия. Истина о бытии познаётся разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину.
Парменид, Зенон Элейский, Мелисс, Ксенофан
философия
470-370 гг. до н. э.
Душа также смертна как и телоДуша – это материальное веществово, состоит мелких, круглых, гладких, подвижных атомов огня, рассеянных по телу. Душа есть у человека и у всех живых существ. Случайностей нет, всё причинно обусловлено (подход всеобщего детерминизма). Учение об ощущениях.
Демокрит
психология, философия
470-399 до н. э.
Связал душу с разумом и нравственностьюа не с активностью
Сократ
психология, философия
V-VI до н.э.
Идея о прерывистом зернистом строении материи, установление предела делимости вещества – атомачувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов
Левкипп, Демокрит
физика, философия
V-IV до н. э.
Рационализмосновой познания и действия людей является разум
философия
V-IV до н. э
СофистыЧеловек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие — что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Всё в мире относительно. Идея о коренном отличии установлений культуры (нравов, обычаев) от законов природы
философия
IV до н.э
АристотелизмДуша - энтелехия (причина и цель жизни) тела. Душа двойная — рациональная и иррациональная.
Аристотель
психология, философия
IV до н.э
АристотелизмСтремление постичь первопричины. Научный метод (доказательность - необходимая основа) в познании мира. Сформулировал правила верного умозаключения. Виды наук: теоретические (математика, метафизика и физика), практические (экономика, политика и этика) и продуктивные (риторика, эстетика и техника).
Аристотель
философия
III до н.э.
Скептицизмот сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира. философский скептицизм отрицает, что достоверные знания возможны, методологический скептицизм - подвергает все утверждения подробным исследованиям с целью установления, какие из этих утверждений истинны
Пиррон
философия
IV-III до н.э.
Эпикуреизм. высшее благо - наслаждение жизньюотсутствие физической боли и тревог, избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных
Эпикур
философия
IV-III до н.э.
Эпикуреизм. Душа человека материальна.Без тела душа рассеивается, тело же без души разрушается. Проблема исследования критериев нравственного и безнравственного.
Эпикур
психология, философия
IV-III до н.э.
Эмпиризм началометод познания через ощущения, в котором знания могут быть либо представлены как описание этого ощущения, либо сведены к нему
философия
III до н.э.
НеоплатонизмСмотрят по-новому на идеи Платонв. Наличие «запредельного первоначала». Учение о космических иерархиях (Триада: Единое — Мировой ум — Мировая душа). Наш мир («космоса») - «нисхождение единого» (эманация). Недоверие к материи и материальным формам как к темницам души. Восхождение души к своему истоку средствами метемпсихоза,теургии, экстаза и др.
Плотин
философия
философия
18
психология
6
физика
1
всего
18*
одно событие может относиться к нескольким типам