Наука социально-гуманитарная IXX-XXI век
XIX
Гегельянствоистинное умозрение не отрицает рассудочного мышления, а предполагает его и заключает в себе как постоянный и необходимый низший момент, как основу и опорную точку для своего действия. диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
философия
XIX
Герменеврический методпредставление об обучающемся как равноправном субъекте образовательного процесса, использование диалога при обучении. Делил психику на аналитическую (объяснительную) и описательную. Ценность культуры «объективируется» в психике отдельного человека.
Дильтей Вильгельм
психология
XIX
Марксизмпроблема отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность.
Маркс Карл, Фридрих Энгельс
философия
1830-е
ПозитивизмВсё подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук
Конт Огюст
философия
XIX
Экзистенциализмуникальностm бытия человека. идея преодоления человеком собственной сущности, большой акцент на глубину эмоциональной природы.
Кьеркегор Сёрен
философия
~1880
Прагматизмпрактика как критерий истины и смысловой значимости. Jтрицает осмысленность метафизики, переопределяет истину в какой-то области знания как временный консенсус между людьми, которые эту область исследуют
Пирс Чарльз Сандерс
философия
~1880
Эмпириокритицизмисследует отношение между индивидуумом, средой и другими индивидуумами. Jтправной пункт познания принимает не мышление или субъект, не материю или объект, а опыт в том виде, в каком он непосредственно познаётся людьми
Авенариус Рихард
философия
1885
О памятиэксперименты, связанные с обучением и памятью, которые он проводил над собой
Эббингхаус Герман
психология, книга
конец XIX
Бихевиоризмсистематический подход к изучению поведения людей и животных. Всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе
Торндайк Эдвард
психология
1890
Ментальные тесты и измеренияпоявление психологической оценки
МакКин Кэттелл Джеймс
психология, книга
1890
Принципы психологии
Джеймс Уильям
психология, книга
конец XIX
Философия жизниинтуитивно постигаемая жизнь как целостная, динамически развивающаяся реальность. Воля к власти, которая пронизывает всю природу, являясь стимулом эволюции. Интеллект и разум однозначно как инструмент воли к власти или средство приспособления к окружающей среде. Противопоставление творческой элиты инертным массам
Шопенгауэр Артур, Ницше Фридрих
философия
1898
Закон Эффекталюди стремятся повторить тот тип поведения, который позволяет им удовлетворить свои потребности, и избегают таких действий, которые не приводят к удовлетворению потребностей
Торндайк Эдвард
психология
1900
Интерпретация снов
Фрейд Зигмунд
психология, книга
XX
Аналитическая философияакцентированная строгость, точность используемой терминологии, сдержанное отношение к широким философским обобщениям, абстракциям и спекулятивным рассуждениям. Исследование языка с целью выявления структуры мысли, достижения «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкого разграничения значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз и др.
философия
XX
Герменевтикапонимание как способ существования, как одну из основных характеристик человеческого бытия (изначально находящегося в ситуации понимания). Задача: в истолковании этой ситуации, а герменевтический круг выражает взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего, однако интерпретатор не должен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими запросами.
Хайдеггер Мартин
философия
XX
Феноменологияобращение к первичному опыту, к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).
Гуссерлm Эдмунд
философия
XX
Экзистенциальная психотерапияподвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор
Кьеркегор Сёрен
психология
1905
Тест умственных способностей
Бине Альфред
психология
1906
Выводы о классическом формировании условных рефлексов
Павлов Иван
психология
1906
Психология преждевременного слабоумия
Юнг Карл
психология, книга
1909
Материализм и эмпириокритицизмдал глубокое толкование новых научных данных конца ХIХ – начала ХХ вв в ведущих отраслях естествознания, показан революционный смысл этих фундаментальных открытий Мысль В И Ленина о неисчерпаемости материи стала общим принципом естественнонаучного познания
Ленин В И
физика, философия
XIX
Поведение – объективно наблюдаемая система реакций организма на внимание и внутренний стимул
Уотсон Джон Бродес
психология
1911
Интеллект животныхтеория выработки оперантного условного рефлекса
Торндайк Эдвард
психология, книга
1912
Гештальтпсихологияпрограмма изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
Вертгеймер Макс, Кёлер Вольфганг, Коффка Курт
психология
1912
Экспериментальные исследования восприятия движенияприводит к развитию гештальт-психологии
Вертхаймер Макс
психология, книга
1913
Аналитическая психология
Юнг Карл
психология
1913
Оперантный-бихевиоразумвлияние последствий поведения на само поведение, под последствиями понимают изменения в окружающей среде (изменение стимула), которые происходят сразу после поведения и влияют на частоту возникновения этого поведения в будущем
Скиннер Беррес
психология
1915
Вытеснение из сознаниятруд
Фрейд Зигмунд
психология, книга
XIX
Когнитивное направление бихевиоризмапсихологическую теорию, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальпсихологии и глубинной психологии. Поведение человека построено не по принципу (S-R), а из целостных актов.
Толмен Эдвард Чейс
психология
XIX
Гештальтпсихологическая теория обученияПринцип завершения: мы стремимся к завершению незавершенного опыта, например, если человек смотрит на линию круга, который не завершен, он мысленно завершает его и реагирует на фигуру как на замкнутый круг. Принцип понимания (инсайта): научающийся обдумывает все составные части, необходимые для решения проблемы, и складывает их вместе (когнитивно) разными способами до тех пор, пока проблема не будет решена. Если решение приходит, то оно приходит неожиданно, т.е. индивид настигает инсайт относительно решения проблемы.
психология
XIX
Гипотетико-дедуктивная концепции поведенирганизация поведения не ограничивается прямой реакцией организма на стимул, но зависит так же от других факторов
Халл Кларк Леонард
психология
1920
исследования по классической обусловленности страхана основе результатов эксперимента “Маленький Альберт”
Рейнер Уотсон, Рейнер Розали
психология
1920-е
Структурализмобъекты изучения в социальных и гуманитарных науках имеют относительную, а не субстанциональную природу
философия
1922
Неопозитивизмвключает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Vир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого
Шлик Мориц
философия
1932
Моральное суждение у ребенкакогнитивная теория научения
Пиаже Жан
психология, книга
1935
Динамическая концепция личностиличность рассматривается не как структура, а как процесс. В различных ситуациях, человек реагирует одной из составляющих личности, которые соответствуют трем основным мета-потребностям человеческого бытия: в безопасности, в привязанности и в манипулировании (конкуренции)
Левин Курт
психология
1936
Теория психологического поляЧеловека и группа людей как сложная напряженную система (динамическое поле). Поле – жизненное пространство, понимаемое как совокупность состояний человека и психологически значимых свойств его окружения.
Левин Курт
психология
1942
Клиенто-ориентированная терапияпоощряет уважение и позитивное отношение к пациентам
Роджерс Карл
психология
середина XX
Логотерапияоснован на поиске смысла существования
Франкл Виктор
психология
1952
диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам
психология, книга
~1954
Гуманистическая психологияличность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку
Маслоу Абрахам
психология
1954
Мотивация и личностьтеория иерархии потребностей: Физиологические потребности, Безопасность, Социальные связи, Престиж, Духовность (самоактуализация), Познавательные потребности, Эстетические потребности
Маслоу Абрахам
психология, книга
1954
Теория программированного обученияПринципы информативности (ученику должна сообщаться новая информация), операционности (в обучении должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации); обратной связи (в учебном процессе должна существовать регулярная коррекция действий учащегося); дозирования учебного материала (учебная информация должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными дозами – кадрами)
Скиннер Беррес Фредерик
психология
1958
Природа любви
Харлоу Гарри
психология, книга
1960-е
НеомарксизмПодробно разработали теорию классовой культурной гегемонии, культурно-психологических изменений позднего капитализма.
философия
1961
Концепция наблюдательного обучения для объяснения агрессии
Бандура Альберт
психология
1961
Эксперимент с куклой Бободетское поведение описывается как конструкция наблюдения, подражания и моделирования
Бандура Альберт
психология
1970-е
Постструктурализмнацелен на осмысление всего «неструктурного» в структуре, на выявление апорий и парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, на преодоление структуралистского аисторизма и лингвистического редукционизма, построение новых моделей смыслообразования, создание новой практики «открытого» чтения, преодолевающей герменевтические и аналитические модели истолкования
философия
1974
Подчинение властирезультаты его экспериментов с подчинением
Милграм Стэнли
психология, книга
1980
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-III
психология
1990
О природе, использовании и усвоении языка
Хомский Ноам
психология, книга
1991
Теория, как дети овладевают языком
Пинкер Стивен
психология
1994
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-IV
психология
2002
генетика связана с реакцией ребенка на жестокое обращениедоказательство
Каспи Авашалом
психология
2002
исследования о том, как выносятся суждения в условиях неопределенности
Канеман Даниэль
психология
2002
Чистый листпротив теории о том, что ум при рождении является чистым листом
Пинкер Стивен
психология, книга
2003
генетики завершают картирование генов человека с целью выделения отдельных хромосом, отвечающих за физиологические и неврологические заболевания
психология
2010
Причины сексуальной ориентациисексуальная ориентация возникает из внутриутробной дифференциации в мозге
ЛеВей Саймон
психология, книга
2013
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-5удаляет «расстройство гендерной идентичности» из списка психических заболеваний и заменяет его понятием «гендерной дисфории», чтобы описать дискомфорт, испытываемый человеком в связи с их полом
психология
2014
Открытие клеток, которые составляют систему позиционирования в мозгеявляющуюся ключом к памяти и навигации
ОКиф, Джон Мозер Мэй-Бритт, Мозер Эдвард
психология, биология
философия
15
психология
46
книга
16
физика
1
биология
1
всего
61*
одно событие может относиться к нескольким типам
одно событие может относиться к нескольким типам