Наука социально-гуманитарная I-XVIII век

I-VIII
Патристикасинтез религиозных ценностей христианства и античного философского наследия
философия
~390
душа - самостоятельная субстанцияне является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Так как душа имеет превосходство над телом, а тело препятствует познанию, человеку должно заботиться о душе, подавляя свои чувственные, т. е. телесные. наслаждения
Августий Аврелий
психология, философия
IX-XII
Восточный аристотелизмВосприятие Аллаха как первопричины. Dечность и несотворенность материи. Мир происходит от Аллаха путем вечной эманации. Геоцентризм Птолемея. Различие субстанции и акциденции. Различение внутри субстанции материи и формы. Различие сущности и существования. Понятие актуального разума общего всем людям и отличного от конкретного потенциального разума отдельных людей. Отрицание актуального существования универсалий вне ума человека. Отрицание бессмертия индивидуальной души, ее предсуществования телу и реинкарнаций. Душа обладает силой. Учение о середине как основе добродетели. Различие массы и элиты. Цель государства - справедливость.
Абу Юсуф Якуб б. Исхак ал-Кинди
философия
IX
СхоластикаСинтез христианского (католического) богословия и философии Аристотеля. соединение теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
философия
XI
Психология физиологииТруд. Раскрыл связь между эмоциями и физическими реакциями
Авиценна
психология, книга
~1250
Вегетативная, сенситивная и разумная душавегетативная отвечает за физиологические функции и присущая растениям; сенситивная присущая животным и ведающая чувственным восприятием, стремлениями и свободными, произвольными движениями; разумная душа присуща только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души.
Фома Аквинский
психология
~1250
Ощущения - ведущий психический процесс, материал для знанийтолько посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений. Высшей формой знания является теология, а в качестве его основных «корней» выступают лингвистика, физика и мораль.
Бэккон Роджер
психология, философия
конец XIII
Средневековый номинализмВсеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. Выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников.
философия
~1350
Ренессансный гуманизмпознание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека. человек в центр мира, изучение человека в первую очередь. Новый идеал личности, порождённый светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения
философия
XVII
Деизмсуществуют две души — духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология
психология
XVII−XVIII
Французский материализмв основу ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Критика церкви. Мотивом добра признавался разумный эгоизм.
философия
XVII−XVIII
Эмпиризм
философия
XVIII
Кантианствоотверг догматический способ познания. Основа - метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания. Пространство и время — это «формы интуиции», которые структурируют весь опыт. Разум также является источником морали. Эстетика возникает из способности незаинтересованного суждения
Кант Иммануил
философия
1758
Трактат о безумии
Бэтти Уильям
психология, книга
философия
10
психология
6
книга
2
всего
14*
одно событие может относиться к нескольким типам